Праздник, вознесшийся над Вознесенской горкой

По благословению Викентия Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, 29 мая отдел культурного наследия и Екатеринбургский городской родительский комитет провели для гостей и жителей города Праздник Славянской письменности и культуры «Славянский Собор».

Мероприятие стало завершающим этапом празднования этого дня в нашем городе. Действие развернулось на площади возле храма Вознесения Господня.

Погода была свежая и ясная, мероприятие началось в самое теплое время, в двенадцать часов дня. Праздник открылся под юные голоса хора «Октоих»  и светлые слова о том, что все мы друг другу – братья и сёстры, поэтому отношения должны выстраивать таким образом, чтобы всячески подчеркнуть своё родство.

 
Славься, славянский народ! Праздник культуры грядёт!

«Недаром вас звала Россия на праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, вы здесь не гости, вы - свои!» - этот отрывок из стихотворения Фёдора Тютчева как нельзя лучше характеризует прошедший 21-го мая фестиваль славянской культуры «Славянское соцветие», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Свердловский государственный Дворец народного творчества, где и проходило данное мероприятие, встретил своих гостей, как всегда, творчески. В этот раз ежемесячная ярмарка аксессуаров и предметов рукоделия была приурочена к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Вокруг Дворца, как всегда, было людно и по-семейному суетливо: то и дело мелькали улыбки людей самых различных национальностей, прекрасных дам и галантных джентельменов, людей пожилых и молодых.

«Изначально мы планировали провести обычный народный праздник, как когда-то проводили в музее, других уютных местах, чтобы всё было компактно и локально. Но когда мы поняли, что люди заинтересованы в проведении такого праздника, что участников достаточно много, мы решили расширить действие при поддержке Министерства культуры и туризма и Свердловского Государственного дворца  народного творчества», - рассказывает о ходе событий заведующая отделом национальных культур, Ягуткина Марина Шарифьяновна.

 
«Аз» и «буки» у себя дома

Нет предела широте души славянской! На календаре уже 27 число, а в нашем городе продолжают начатую традицию празднования Дня Славянской культуры и письменности! Сегодня гостей встречала Свердловская Областная Межнациональная библиотека с информационно-просветительской программой «Будьте ж славянству звеном единения!»

В этот день в библиотеке было особенно торжественно, в воздухе так и витало чувство, которое испытывают, наверное, все участники концерта перед выступлением. И это чувство не было выдуманным, потому что в этот день выступать пришлось всем: и сотрудникам библиотеки, и приглашенным студентам из Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Еще до начала мероприятия атмосфера торжественности поддерживается звуками фортепиано, которые красиво распространяются по всему помещению. И только когда звучание прекращается, ты обращаешь внимание на идущую к настоящему фортепиано девушку с флейтой в руках. Оказывается, музыка, которая, по твоему предположению, представляла собой mp3-файл в проигрывателе – живая. А дарят нам её - Анна Паращенкова и Арсений  Демидов, приглашенные студенты из консерватории. Когда последняя нота долетает до сердец присутствующих, раздается колокольный звон, на мини-сцену выходят ведущие – Ольга Владимировна Быкова и Татьяна Михайловна Смирнова, которые зачитывают стихотворение, посвященное виновникам торжества – святым Кириллу и Мефодию.

 
Славянские языки

Славянскими языками называют группу языков, принадлежащих к индоевропейской семье. На славянских языках говорят, по разным оценкам, от 290 до 440 млн. человек. Территориально языки распространены в Восточной Европе, в Северной и Центральной Азии. На сегодняшний день насчитывается тринадцать славянских языков, которые делятся на три группы:

  1. Восточнославянская группа. К ней относится белорусский, русский и украинский языки;
  2. Западнославянская группа. Включает в себя польский, чешский, словацкий, кашубский (язык, на котором говорят на севере Польши), лужицкий (который в свою очередь подразделяется на  верхнелужицкий и нижнелужицкий; распространены на востоке Германии);
  3. Южнославянская группа. Относят сербскохорватский язык (распространен на территории бывшей Югославии), словенский, македонский и болгарский язык.

Также ученые выделяют три мертвых языка:

- словинский (исчез в начале 20 века);

-  полабский (исчез в 18 веке);

-  старославянский (язык, на нём были подготовлены первые переводы Священного писания. В основе старославянского языка лежит один из древних южнославянских диалектов. Старославянский использовался как язык богослужений в православной церкви и не был языком повседневного общения).

 
Поздравление Губернатора Свердловской области с Днем славянской письменности и культуры

«Обретение славянами письменности в Х веке сыграло огромную роль в становлении и развитии российского государства. Это был великий дар, оставленный нам святыми просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Славянская азбука – «кириллица» – послужила основой для создания многих языков, оставаясь связующим звеном между родственными нациями.

 
Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

Истоки славянской письменности восходят к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность. Это событие датируют IX веком, около 862 года.

Кирилл и Мефодий родились в состоятельной и знатной семье в городе Солуни (Греция). Мефодий был старшим братом в семье и являлся правителем в болгарском княжестве, которое в то время находилось в составе Византийской империи. Кирилл (урожденный Константин) – младший брат, который с младенчества демонстрировал высокие умственные способности.  Еще в солунской школе он начал читать книги отцов Церкви. Особенное впечатление на юного Константина произвел Григорий Богослов. Одаренного юношу заметили, и он был приглашен в Константинополь, где учился наравне с сыном императора у лучших ученых своего времени. Среди учителей Константина был знаменитый ученый Фотий, будущий Константинопольский патриарх.  Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, однако он выбрал монастырскую келью.