Башкиры
Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Если следовать письменным источникам прошлого, то можно считать башкир уже более тысячи лет коренным населением Урала.
Башкиры, как и многие другие народы, жившие во второй половине XIX века на территории Южного Урала, находились на довольно низкой ступени развития. Не имея письменных памятников, они не знали своей истории, не знали, откуда появились, где жили и чем занимались их предки. Башкиры называли себя древнейшими обитателями края. Однако у них, писал в конце XIX века историк А. Е. Алекторов, есть устные предания, повествующие о том, что до их поселения, во времена давно минувшие, по обе стороны уральского хребта жили многочисленные югорские племена, им не известные. Только потом здесь появились башкиры. Раньше башкиры обитали в степях и вели кочевой образ жизни. Впоследствии, теснимые с юга другими кочевниками, прежде всего киргизами, они оставили степи и переселились в горные и лесистые местности Южного Урала.
Как показывают исследования этнографов, башкирские племена к моменту появления на Южном Урале не представляли однородной массы. Локальные различия в культуре башкир имели глубокие корни.
У башкир, кочевого народа, за несколько поколений сменился образ жизни. Этот процесс происходил в условиях существования постоянных контактов кочевников с оседлым населением. Переход башкир к оседлой жизни длился три столетия, причем шел он при определенном давлении властей.
Впервые этноним "башкорт" в исторической литературе упоминается с середины IX века в трудах арабо-персидских авторов. Историк Х века Ал-Масуди писал, что баутгарты (башкиры) в конце IX века участвовали в войне в районе Аральского моря.
Среди арабских письменных источников о башкирах наиболее ценными и достоверными являются записки Ахмеда Ибн-Фадлана. Европейские путешественники, посетившие башкир в средневековье, высказались о них как о храбрых, живых и гостеприимных людях. Башкиры свободно перекочевывали по степям, устраивали там свои кибитки, занимались скотоводством, тешились верховой ездой и игрой.
Сплочение башкирского народа происходило в период между падением Западного Тюркского каганата (VIII в.) и возникновением империи Чингисхана (XIII в.). Окончательное формирование башкирского народа завершилось в последующие столетия. Оно неразрывно связано с вхождением Башкирии в XVI веке в состав Российского государства.
В XVI столетии Башкирия раскололась на три отдельные части: одни улусы откочевали далеко на запад, другие - на восток. Улусы, оставшиеся в заволжских степях, стали называться Большими ногаями, с которыми в течение целых полутора веков жителям Южного Урала пришлось иметь дело.
После присоединения в 1783 году Крыма к Российской империи царское правительство, чтобы оградить ногайцев от влияния Турции, решило перевести их в уральские степи. Последние были разорены и малолюдны после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. Однако из этого ничего не вышло. Ногайцы массами уходили в Турцию и в Закубанье, зависимое тогда от турок.
В конце XIX века башкиры проживали, помимо Башкирии, на значительной территории Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского, Орского и Оренбургского уездов. Они перешли к полукочевому образу жизни - зимой находились в деревнях, а весной выезжали с семейством и домашним скотом в горы и пребывали там вплоть до зимы, когда вновь возвращались в деревню.
За многие столетия фиксированной истории башкирский народ создал уникальную, неповторимую и богатую культуру, включающую в себя все виды человеческого творчества: изобразительное искусство, зодчество, язык, музыку, танец, фольклор, украшения, самобытную одежду и т. д. Знание основ и этапов развития различных сфер культуры помогает изучению истории народа, лучшему пониманию специфики и путей дальнейшего развития национальной культуры башкирского народа.











 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

-->