Я (не)русский

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» – этими словами начинается Основной закон Российской Федерации – Конституция. Российская Конституция  закрепляет право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, а также защищает от принуждения к определению и указанию своей национальной принадлежности. Согласно популярному заблуждению (о классификации, введенной ООН), Россия, где подавляющее большинство населения определило себя как этнических русских (80,2%), приравнивается к моноэтническим государствам, однако никакой классификации не существует, а исследователи в один голос подчеркивают индивидуальный характер оценки моно- или многонациональности современных стран. Какой бы ни считалась Россия, абсолютизировав национальный вопрос, можно свести его к простой формуле – ты либо русский, либо не русский, что опять же определятся либо этнически, либо культурно.  Подобные конструкции, порой, сбивают с толку не только обывателя - частные ситуации между русскими и не русскими диктуют тренд российской дружбе народов.

В Российской империи для обозначения этнических русских применялся термин великороссияне, а русскими называли на основе культурного кода, основными элементами которого были православная вера и русский язык. Это правило не распространялось на «инородцев», которые русскими, по своему вероисповеданию или этничности, стать не могли. В Советском Союзе население страны жестко разделили по «нациям и народностям», и понятие русский стало обозначением этничности. Принадлежность же к  политической нации в СССР определялось понятием «советский». Такой подход вполне оправдывал себя, но – создал известные проблемы для современной России. 
После распада СССР «советский» заменили на «российский». Но, видимо, в этом слове многим не хватает концептуальности. То есть вокруг чего объединяться-то? Одна из идей, доставшихся современной России в наследство от Российской империи – идея русского мира, в основе которой - вполне позитивные идеи о поддержке по всему миру разнообразных проявлений русской культуры, распространении её влияния, усилении влияния России… К сожалению, эта концепция плохо соответствует современным этно-конфессиональным реалиям РФ и не помогает построению гражданской нации. Где в идеале этничность должна остаться только в сфере интересов этнографов, а религия стать глубоко личным делом каждого. Может ли современная Россия сформировать русскую многонародную нацию?

На сегодняшний день в России, на основании данных Всероссийской переписи населения 2010 года, проживают 137 227 107 человек – представителей 195 национальностей (включая группу «другие», которая составляет 0,05 % от общего числа жителей России), а также 5 629 429 человек, не указавших свою национальную принадлежность.

Верхние строчки «национального ТОП-36» (этнические общности, численность которых превышает десятую долю процента) выглядят так:
Русские 80,9% Татары 3,87% Украинцы 1,4% Башкиры 1,15% Чуваши 1,05% Чеченцы 1,04% Армяне 0,86% Аварцы 0,66% Мордва 0,54% Казахи 0,47% Азербайджанцы 0,44% Даргинцы 0,43% Марийцы 0,40% Удмурты 0,40% Осетины 0,39% Белорусы 0,38% Кабардинцы 0,38% Кумыки 0,37% Лезгины 0,35% Якуты 0,35% Буряты 0,34% Ингуши 0,32% Немцы 0,29% Узбеки 0,21% Тувинцы 0,19% Коми 0,17% Карачаевцы 0,16% Таджики 0,15% Цыгане 0,15% Калмыки 0,13% Лакцы 0,13% Евреи 0,11% Грузины 0,11% Корейцы 0,11% Молдаване 0,11% Табасараны 0,11%

С одной стороны данная статистическая информация демонстрирует существенное преобладание этнических русских по отношению к представителям других национальностей, с другой, большое количество национальностей (малочисленных по количеству представителей), с высоким уровнем национального самосознания. Мы обратились к представителям разных народов с просьбой рассказать о своем понимании этничности в условиях российской реальности.

 

Валерий Амиров, доцент кафедры периодической печати УрФУ, кандидат филологических наук, лауреат творческих премий Союза журналистов СССР и РФ: «В России довольно интересно быть нерусским…»

 

Андрей Графов, блогер: «Можно быть русским и евреем одновременно, точно так же, как москвичом и стоматологом, например, или брюнетом и студентом»

 

Ольга Ивандаева, руководитель литературной части Театра драмы и этниче-
ской музыки «Читiген»: «Через познание своей самобытной культуры современный человек может понять и принять общечеловеческие ценности»

 

Ермек Тайчибеков, будущий кандидат
в Президенты Республики Казахстан: «Намного эффективней будет, если мы, нацмены и инородцы, станем себя идентифицировать как русских людей»

 

Нурзида Бенсгиер, исполнительный директор НП «Межнациональный информационный центр»: «Думаю, что каждому жителю России было бы полезно знать о том, что Россия  не только для русских»

 

Амирам Григоров, писатель: «Я думаю, что русский народ в своём государстве в последнюю очередь заинтересован в межнациональных дрязгах»

 

Амирхамза Касиров, директор программ НП МИЦ: «Для меня одинаково важно, чтобы и в России уважали людей других национальностей, и чтобы в Таджикистане понимали значение и место России в мире»

 

Александр Торохов, вице-президент ФНКА российских цыган: «Распространение информации об этносе, его культуре и традициях необходимо, однако это не должно носить навязчивый и обязательный характер»

 
Еще статьи...
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2