Наука жить вместе: разговор о толерантности
10.11.2017

Мы живём в демократическом государстве. Именно поэтому каждый из нас должен понимать смысл понятия «многонациональный российский народ». Нет ничего плохого в том, чтобы в людях проявлялось национальное самосознание. Вспомните, как говорил когда-то полководец Александр Суворов: «Я русский! Какой восторг!». Чем может навредить такое  чувство гордости за свою нацию!? Да, ничем, если такое выражение не имеет целью никого обидеть или унизить. Пусть русский гордится тем, что он русский, татарин  что он татарин, таджик  что он таджик. Важно другое: чтобы наряду с чувством гордости за свою нацию, крепло в душах людей и ещё одно, столь же значимое и сильное - гордость за принадлежность к уникальной семье народов, проживающих на территории Российской Федерации. Правильное понимание слова «многонациональность» – должно прививаться уже в раннем возрасте.


К добру приучаются смолоду


На сегодняшний день военный городок  Рощинский можно считать одним из крупнейших городских поселений Волжского района Самарской области, насчитывающим около 15 000 человек. Здесь проходят службу по контракту россияне из всех уголков Российской Федерации. Население имеет многонациональный состав. Русские и татары, казахи и армяне, башкиры и дагестанцы – живут рядом, но это ничуть не мешает мирно жить, воспитывать детей, понимать друг друга, трудиться и служить на благо  Родины.


В посёлке два детских сада: «Мишутка» и «Росинка». В обоих из них, в эти дни проходят мероприятия, приуроченные ко Дню толерантности. Проходят тематические часы на тему «Знакомство с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой», а ещё много развлекательных мероприятий, на которых дети рисуют, играют в игры народов России и с удовольствием с родителями делают поделки из различных подручных материалов. По словам руководства д/c «Росинка», в решении задач формирования толерантности, особая роль отведена дошкольному образованию. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира прививаются уже в раннем возрасте, в детском саду.  Поэтому относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей  является неотъемлемым условием толерантного воспитания в дошкольном учреждении.


А для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у воспитанников была плодотворной, в д/c «Росинка» был задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошколят. В фойе разместилась выставка семейного рисунков «Мы разные, но мы вместе». В спортивном зале состоялись подвижные мероприятия «Игры народов России», а в группах прошли открытые тематические часы «Многонациональная Россия», «Толерантность – путь к миру», «Дружба народов».


Но самым грандиозным событием, который впервые организовали в детском саду «Росинка», стал национальный костюмированный бал. Куда не случайно попал герой трилогии Николая Носова, литературный персонаж, представитель племени маленьких человечков-коротышек - Незнайка. Больше 100  участников этого бала, одетые в самые разные костюмы, представляющие тот или иной народ,  учили самоуверенного и неунывающего Незнайку добру и уважению, рассказывали  стихи про толерантность, пели и весело танцевали. Объяснили Незнайке, что ребята из других стран, как бы они не выглядели, точно такие же, как и он. Цвет кожи и волос, разрез глаз – дружбе не помеха, что ненависть или злобу испытывают только глупые и недобрые люди.


Незнайка удивился, как ребята много знают о знаках приветствия в других странах: он  как в Японии поклонился в пояс, что является важнейшим элементом традиционной японской культуры; затем как в Гренландии тёрся носом; попробовал станцевать энергичный танец «адаму», так в Кении приветствуют гостей. Пройдя через ряд злоключений, Незнайка начинает понимать, что нужно всех уважать и быть добрым, а ещё он усвоил значение слова «толерантность».





Детская платформа: высказывания о толерантности


Обожаю детскую платформу! Вот, где по-настоящему звучат честные ответы с детских уст. Потому что дети всегда остаются настоящими – в отличие от нас, взрослых, любящих примерять маски. По приглашению руководства сада, присутствую на открытом уроке в подготовительной группе «Тюльпан», после занятия включаю диктофон и начинаю общаться с детьми, чей возраст 5-6 лет. Радостные дети, одетые в разные национальные костюмы не скрывают своего восторга: они рассматривают себя, потом друг друга. Задаю вопрос по существу, что же такое толерантность?


Андрей: Это когда не надо смеяться над другими людьми

Камила: Это хорошие поступки когда люди делают

Рома: Это когда все дети дружат, и не ссорятся из-за игрушек

Олеся: Это когда все люди любят друг друга и по-доброму относятся ко всем

Руслана: Торерантность (прим.автора: орфография сохранена) это когда люди уступают друг другу

Левон: Толерантность – это доброта

Нина: Толерантность  это внимательность и доброта

Марк: Это когда разные народы живут дружно

Злата: Это любовь и уважение


Ну и что, что ответы повторяются, и не каждый из них может выговорить это сложное слово «толерантность». Когда я спрашиваю у шумной детворы: «А дети тоже могут быть толерантными?», все  в один голос кричат «ДА!». Всё-таки урок, подготовленный двумя педагогами, прошёл не зря. Основы такой сложной науки, как толерантность, эти малыши явно усвоили.




Прислушиваюсь к детскому разговору. Мальчик обращается к девочке в русском  сарафане: «Алина, ты почему русский наряд одела, ты же не русская, ты же татарка?», на что девочка бойко отвечает: «Ну и что, что одела?! Я сегодня ещё таджикское платье одену, сегодня же праздник». Спрашиваю у Алины: «А ты знаешь татарский язык?». Она отвечает: «Да, меня учит каждое лето бабушка в деревне, когда я приезжаю к ней в гости». К разговору присоединятся Диана, на голове которой красивый татарский головной убор, расшитый бисером:  «А я выучила стихотворение на татарском языке», и начинает так быстро его читать, что, кажется, даже диктофон, не может записать скорость звучания этой девочки. «А ещё мой папа говорит, что свой язык обязательно нужно знать, поэтому он меня учит татарскому». Левон в черных шароварах и рубахе, с красным атласным поясом поясняет, что родители тоже учат его  родному армянскому языку: «Пока я знаю лишь отдельные слова, но скоро выучу весь армянский язык». Руслана в татарском национальном костюме, поправляющая прозрачную накидку на калфаке, выдаёт семейный секрет: «А моя мама совсем не умеет шить, поэтому папа сказал, что надо купить готовое татарское  платье». Алина, загнув два пальца на своей руке, подводя итог нашему разговору, с восторгом восклицает: «Ого, в нашей группе целых три татарки!»


Первые педагоги по толерантности


Галина Александрова и Марина Полковникова – педагоги, за плечами которых не просто профессиональный, но и жизненный опыт. Про них заслужено можно сказать, что они отдают большую часть жизни  любимой профессии. Они воспитывали то поколение, теперь воспитывают современное поколение. Если педагог любит свое дело, то он – хороший педагог. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и воспитанникам, он – совершенный педагог. А если на вопрос: «кто такой толерантный человек», шестилетние дети называют имена своих воспитателей, то таких воспитателей смело можно назвать первыми педагогами по толерантности.


На мой взгляд, ещё в детском саду фиксируются первые проявления нетерпимости  это те самые дразнилки, которыми начинают дразнить полного или лопоухого ребёнка, или ребёнка в очках. Потом, как мне кажется, проблемы начинаются с национальной принадлежностью. Как на это должен реагировать воспитатель?


Галина Викторовна: В детском саду я не сталкивалась с нетерпимостью по поводу национальной  принадлежности. Видимо, дети еще малы и не замечают этого, или хорошо воспитаны родителями и воспитателями. По поводу дразнилок толстых детей встречала, но пресекала их на корню. Просто запрещала это делать. Потом наедине с таким ребёнком, в подходящее время беседовала на эти темы и объясняла, почему нельзя этого делать. Часто дети, дразнятся, не понимая, что это обидно для другого ребёнка. Дети могут  копировать чьё-то  поведение, например, слышали на улице или от старших братьев.



Марина Александровна: Думаю, что иногда дети по незнанию причины, придумывают и дразнят таких детей. Если им объяснить в доступной форме и рассказать про хорошие качества этого ребёнка: чем он увлекается, о чем мечтает, то я уверена, отношения будут совершенно другими. Тут как раз, педагог выступает в роли связующего звена и разъясняет, что есть хорошо, а чего нельзя делать в культурном обществе.


Как, на ваш взгляд, в современном мире шестилетнему ребёнку правильно выстроить отношения с окружающим миром? С окружающими людьми? Как воспитать уважительное отношение  друг к другу?


Галина Викторовна: На мой взгляд, чтобы 6-летним детям выстроить позитивные отношения с окружающими, надо взрослым всегда подавать положительный пример поведения. Не надо надеяться на то, что ты пошушукаешься с подругой на эту тему, а ребенок, сидящий рядом с игрушками, ничего не поймет. Дети очень тонко чувствуют, даже, если не все слова понимают. А еще надо учить ребенка спокойно реагировать на обиды, и тогда обидчику будет неинтересно обижать. Он ведь обижает, чтобы получить реакцию на свои слова. Задача любой семьи – развивать у детей не только чувство единения и взаимопонимания, но и уважение к людям другой национальности. Заботиться – значит любить, уважать, давать гуманные советы, гасить агрессию. Это как раз то, на чём основано взаимопонимание. Дети, выросшие в тёплой домашней обстановке, где родители принимали участие в их детской жизни и пытались разобраться во всех неурядицах и обидах, никогда не вырастут злыми.


Марина Александровна: Вы правы в том, что дети в детском саду проводят больше времени, чем дома. Но считаю, что ребенок чаще прислушивается к своим домочадцам. Потому, что семья  это самые близкие и родные люди. Лишь там он может быть самим собой. Лишь там он окружен материнской любовью. Ему не надо «притворяться». Всё идёт из семьи. Отношения между родителями влияют на развитие ребёнка. Как мне сказала одна родительница, воспитывающая 4-х детей: ребёнка воспитывают двумя способами. 1. Обуть, одеть, накормить, напоить. 2. Духовное воспитание. И не в вероисповедании дело. Ребёнка надо понимать, уметь слушать. И просто любить  и плохим, и хорошим. Ведь он только учится жить. Мы сами ошибаемся в этом трудном мире отношений, что уж говорить о детях, которых нужно направлять в правильном русле.


Дети – зеркало родителей


Организовывая такие мероприятия, можно «убить» сразу несколько зайцев. Во-первых, формируются не только дружеские отношения между сверстниками в группах, но и закрепляются знания о традициях разных народов. Восторг у детей вызывают и национальные костюмы, которые готовят им родители. Значит тем самым активизируется участие мам и пап. Да и сами педагоги проявляют свои лучшие творческие способности.


Максим Жуйков: У нас многодетная семья, поэтому мы с женой постоянно в творческом процессе. Когда у сына в группе объявили о костюмированном мероприятии, не раздумывая, сел за швейную машинку и сшил рубаху своей этнической принадлежности. Мы удмурты. Кстати, у нас дома имеется детский национальный азиатский костюм, который я привез из командировки с Таджикистана, он тоже демонстрировался, как наглядное пособие в группе. Это очень хорошо, когда нашим детям в такой доступной и наглядной форме показывают национальные костюмы, говорят о традициях и обычаях другой культуры. Я считаю, что надо уметь уважать культурные ценности, прежде всего,  своего народа и, конечно,  воспитывать детей на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. К примеру, из командировки я привез чапан (прим.автора: кафтан, который мужчины и женщины носят поверх одежды в ЦА, до середины XX века носили в Башкортостане, в Чувашии), ну больно он мне приглянулся своей красотой, а на деле, он оказался очень практичным. Вы удивитесь, но я его постоянно ношу дома. Ребёнок учится у родителей всему. Через своё отношение к миру, к окружающим его людям он копирует папу и маму. Поступки родителей являются для него примером. Именно поэтому так важно показать своим примером, как я отношусь к окружающим, независимо от их нации и вероисповедания.


Мария Давыдова: Моему сыну 6. Помимо этого статуса, я педагог с 13-летним стажем. Считаю, что мероприятия по толерантности необходимо проводить и в детских садах, и в школах. Ни для кого не секрет, что нашему обществу остро не хватает доброты и милосердия. Особенно болезненная ситуация сложилась в области межнациональных отношений. Поэтому так важно с детства детям говорить о таком понятии, как толерантность. Мероприятия, проводимые в садике, необходимы для того, чтобы ребенок был всесторонне развитым. А для этого необходимо знакомить детей с культурой разных стран. Целенаправленная работа с детьми в этом направлении поможет воспитать не только уважение и взаимопонимание к другим народам, интерес к народному искусству, но и понимание его ценности и необходимости для людей любой национальности, формируя чувства симпатии и дружелюбия, а также позволит детям с детских лет впитывать народные традиции, народный дух.


Красота в многообразии


На мой взгляд, объяснить ребенку в доступной форме, что такое толерантность – задача сложная, как для родителей, так и для педагогов. Невозможно научиться толерантности, просто исходя лишь из ее формального понимания, даже если мы наизусть выучим значение и формулировку этого слова. Это должно быть внутренней установкой, которая не навязывается, а приобретается через воспитание.


А вообще, воспитание нужно начинать с себя, потому что дети – это пластилин, только не все мы родители - хорошие скульпторы.  Часто говорят, что дети – это наше зеркало. В этом иногда  очень стыдно и страшно признаваться, но других вариантов нет. Всё их поведение – отражение нас с вами. Ведь всему научили его мы, родители. Пока не поздно, нужно лепить правильные формы из этого пластилина, потому что нас, взрослых, навряд ли перевоспитаешь, но откорректировать  действия пo отношению к воспитанию своих детей - все-таки возможно.


Все мы на планете Земля живём  рядом друг с другом, и друг среди друга, и убежать  друг от друга - нам  некуда. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Другого пути просто нет. Если вдуматься, толерантное отношение к другому человеку – это ведь путь удивительных открытий для самого себя.


Уже больше 10 лет я освещаю тему межнациональных отношений, это моя основная работа на журналистском поприще. В одну из своих командировок, я взяла собой, тогда ещё 4-летнюю дочь. На встрече с экспертом по правам человека, во время интервью злободневной темы о няни, отрезавшей ребёнку голову (прим.ред: этот вопиющий случай произошёл 29.02.2016), он посмотрел на мою дочь, которая капалась в планшете, и спросил меня: «Вот лично вы, как объясните своему ребенку, что такое «толерантность»?», я не задумываясь, ответила: «Любовь к ближнему своему, через уважение». «А я вам советую пойти другим путём. Скажите ребенку,  что Иисус – еврей;   наш автомобиль – японский;  кофе, который мы пьём по утрам  – бразильский;  цифры – арабские;  буквы – латинские;  сосед, что живёт напротив - узбек. И тогда понятно, что вся красота в многообразии, чтобы не происходило в нашем мире». А ведь и вправду, так намного понятнее...


Вместо послесловия


В моей семье, где переплетаются две религии: православие и мусульманство, учили уважать всех, независимо от вероисповедания. Я – копия папы, сестра – европейской внешности. Папа-мусульманин с удовольствием поедал крашеные яйца на Пасху, мама-православная христианка уважала все праздники в Исламе. Да и вообще сравнение этих религий, было не допустимым в нашей семье. Бытует мнение, что для любой религии все прочие религии являются чем-то нехорошим. Неправда. Скажу больше,  семья, в которой присутствуют разные религии, не обязательно обречена на постоянные споры и конфликты в религиозных и иных вопросах, как думают многие. Всего этого можно избежать, но лишь в том случае, если в семье присутствует взаимоуважение, понимание и религиозная терпимость. Мне повезло. Мои родители не выставляли  себя напоказ, убеждая друг друга, как они  сильно любят свою религия, просто точно следовали ее канонам. А ещё, они  очень  часто говорили, что пред Богом все равны, поэтому ни у кого нет права, делить людей по внешности и национальным признакам.


Согласитесь, родители сами должны быть толерантными, прежде чем воспитывать детей в этом духе. Потому что, любой родитель – в первую очередь, пример для своих детей. Ребенок как губка, он впитывает все, что видит и слышит, даже не предназначенное для его ушей. Ну, а  если в доме существует двойная мораль, то есть на людях родители говорят о равенстве и братстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то усвоит он именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надо начинать с себя. От нас, взрослых зависит, чему мы научим ребенка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти. Все последующие уроки ребенок получит в детском саду, в школе, на улице, а начинается всё с семьи…



Ирина Умарова

специально для ИА «ЭТНОИНФО»

Фото Ирины Умаровой



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии  

 
+2 #1 Лена 12.11.2017 21:12
Ирина, ты большая молодец! На самом деле, мне очень приятно читать твои статьи, по простому и так человечны написаны. Короче угодила всем ))) и детям на память останется их высказывания, и родителям приятно читать и мероприятие, такое как бал осветила. Здорово написано, а главное правильно про воспитание
Цитировать
 
 
0 #2 Сергей 12.11.2017 21:41
Двойные стандарты есть везде, в то числе и в семье. Родители могут учить детей правильной теории,но на практике поступать наоборот. Что кто посетил, тот и пожмёт. Доказано временем
Цитировать
 
 
0 #3 Сергей 12.11.2017 21:42
Кто что посеет, тот то и пожмёт :-)
Цитировать
 
 
0 #4 я 12.11.2017 22:16
Фото яркие, распечатайте для желающих!
Цитировать
 
 
+1 #5 Станислав Юрьевич 13.11.2017 04:50
Хорошая заявка на аналитику. Тема раскрыта, лепет детворы понятен :lol: толерантность нужно воспитывать, это качество не пртобретается, его закладывают именно с детских лет. И во многом это зависит от того, какой у вашего ребенка педагог в дошкольном учреждении. Не всех можно назвать первыми педагогам по толерантности, многих из них самих нужно учить этой науки
Цитировать
 
 
0 #6 лола 13.11.2017 06:52
Поперек кровати пока лежит ребенок, надо воспитывать, потом поздно будет
Цитировать
 
 
0 #7 Ольга 13.11.2017 08:31
Ирина, спасибо за материал!
Цитировать
 
 
+1 #8 Рената 13.11.2017 08:42
В нашем саду МИШУТКА тоже очень много мероприятий на эту тему, мы даже шили костюмы для каждой куклы,так что и про наших деток напишите! Тем более всего то два сада в городке, почему в статье лишь упоминали? ???? :sad: :sad: :sad:
Цитировать
 
 
0 #9 Василий 13.11.2017 10:13
да, дети они такие, что у пьяного в уме, то у ребенка на языке. И про маски - точно в цель. Мы же все и каждый день лукавим, одевая маски. Попробуйте сказать друг, что вы на самом деле о нем думаете? или ответить на вопрос девушке ка я тебе? да никак...Эх, масочные мы с вами все, что не говори, и как не бей себя в грудь, мол я не такой
Цитировать
 
 
0 #10 Ольга 13.11.2017 12:56
супер,Иришка!
Цитировать
 
 
0 #11 Не важно кто я 14.11.2017 21:53
Некоторым воспитателям самим бы толерантности поучиться, и добрее научиться быть. Маски, маски, маски
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить