Интересные факты

В Средней Азии гостю в пиалу принято наливать чай понемножку. Счита-
ется, что если налили полную - пей и уходи.
А подливая по 1/3, можно долго беседо-
вать. Это называется с «уважением» и «без уважения». В первом случае хозяин бдитель-
но следит за гостем и постоянно подливает ему свежий чаек.


Круглый стол на тему психологии толерантности прошел в Самарской области
13.11.2017

Пе-да-го-ги…как много в этом слове! Понятное дело, что институт воспитания начинается с семьи, но посчитайте, сколько времени проводит ребенок в детском саду? 10-12 часов (!). 10-12 часов общения воспитателя с ребятами, построенное на оптимальных условиях, способствующих не только формированию у детей культуры общения, но и уважения индивидуальности.

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность. И делать это лучше всего, как мне кажется, комплексно. Необходимо, организуя деятельность в этом направлении, вовлекать в нее не только детей и педагогов, но и членов семьи, а ещё лучше членов национальных сообществ, общественных организаций, а также должностных лиц, государственных чиновников и СМИ.

Сегодня за «круглым столом» в детском саду «Мишутка» (Самарская область, пгт Рощинский) собрались администрация детского сада и воспитатели с различным опытом работы. На повестке дня обсуждение психологии толерантности.


Участники:

Умарова Ирина – журналист

Бекчурова Гульнара Рифовна – зав. д/c «Мишутка», педагогический стаж работы - 28 лет.

Ковальская Людмила Ивановна – воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы 32 года.

Баранова Наталья Ивановна – старший воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы 41 год.

Добровольская Александра Владимировна – воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы 24 года.

Вовк Татьяна Валерьевна – воспитатель высшей квалификационной категории, стаж работы 24 года

Шумейко Светлана Борисовна  воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы 26 лет.

Масленникова Надежда Константиновна -  воспитатель высшей квалификационной категории, стаж работы 21год.


Умарова И. Гульнара Рифовна, я так подозреваю, сегодня за круглым столом собрались педагоги по толерантности?

Бекчурова Г.Р. Это те педагоги, которые несут в себе высокий ценз нравственности. Это педагоги, с колоссальным опытом работы. Про каждого из них я могу говорить, говорить и говорить. И только хорошее. С работы именно таких педагогов начинается так называемый имидж детского сада. Потому что именно к этим педагогам приходят последующее поколение родителей с детьми. Здесь присутствующие – лишь малая доля нашего коллектива, я каждым горжусь педагогом в нашем уникальном детском саду.

Умарова И. Зачастую не каждый взрослый с ходу даст определение слову «толерантность». Как донести до маленьких человечков это понятие?

Бекчурова Г.Р. Вспомним основной принцип трёх «П»: понять, принять и признать. Вот этот принцип, должен быть абсолютно во всём: и в дидактических принципах, и в мироощущениях, и в том состоянии, в котором вы проживаете. Потому что невозможно контактировать ни с ребёнком, ни с взрослым, если вы его не приняли таким, какой он есть.

Умарова И. Вот вы говорите, о принципе трёх «П»: понять, принять и признать. А мне кажется, здесь не хватает ещё одной формулировки с «П»  простить.

Бекчурова Г.Р. Когда вы признаете человека, вы его принимаете таким, каков он есть. Человека нельзя «прощать» или «не прощать». Если он совершил проступок, вы с ним вместе проживаете ситуацию. Ведь зло не бывает из ниоткуда и не уходит в никуда.

Умарова И. Как я поняла, в течение всего года в вашем саду задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошколят. Задача каждого дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, в том числе обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Бекчурова Г.Р.: У нас огромный опыт формирования нравственных ценностей у дошколят. Людмила Ивановна Ковальская расскажет о своём опыте работы. Уникальный, совершенно отличающийся друг от друга опыт, но в совокупности, он позволяет настолько расширить рамки возможных формализованных встреч с родителями, создать команду сторонников и единомышленников, потому что их работа на сегодня принесла огромные плоды. Очень важно, когда в семье есть преемственность поколений, иначе, как в басне «Лебедь, рак и щука». Результативности не будет.

Ковальская Л.И. С самого начала, мы поняли, что в одиночку добиться каких-то результатов очень сложно, поэтому мы стали работать в тесном сотрудничестве с семьёй. Потому что, главные воспитатели – это всё-таки родители. Чтобы было интересно детям, мы продумали разные формы работы с родителями. Сегодня я хочу рассказать о таком виде практики, как «Семейные вечера». Они позволили нам поближе узнать родителей. В такой непринужденной, чуть даже в праздничной обстановке, мы знакомились с семьями наших воспитанников. Эта традиция с первого года работы, особенно когда набираем новые группы. К  таким вечерам очень тщательно готовятся не только родители, но и мы педагоги. В ходе одного часа мы узнаем о семье больше, чем можно узнать за год. Часто «виновники» такого вечера облачаются в свою национальную одежду, они приносят в качестве угощения национальную еду, чтобы продемонстрировать весь колорит своей национальной культуры: могут станцевать, спеть, рассказать о своих обычаях и традициях. Узнаем интересы семьи, способности, возможности, потребности.

Умарова И. А с удовольствием ли соглашаются родители на такие мероприятия?

Ковальская  Л.И. Конечно, не все. Но большинство - «За» такие «Семейные вечера».

Умарова И. А как сделать так, чтобы пассивные наблюдатели-родители стали активными?

Ковальская  Л.И. Родители должны быть не только воспитателями образовательного процесса, но и  воспитательного процесса. Должен быть индивидуальный подход, как к каждому ребенку, так и к каждому родителю.

Умарова И. Людмила Ивановна, вы - воспитатель в подготовительной группе,  компенсирующей направленности для детей с ОНР. Вашим воспитанникам тяжело объяснить, что такое толерантность?

Ковальская Л.И. Группа компенсирующей направленности для детей с ОНР (ранее она называлась логопедическая) — это отдельная группа детского сада, в которую принимаются дети 5-6 лет, имеющие нарушения речи. Занятия с детьми проходят усиленные, по сравнению с обычной группой детского сада, их практически в два раза больше. Поэтому я бы не сказала, что детям из такой  группы труднее донести тему толерантности.

Умарова И. Вот подходит к вам воспитанник и спрашивает «что такое толерантность»? Как доходчиво объяснить этим малышам значение этого серьёзного слова?

Ковальская Л.И. Мало на словах лишь сказать, что это слово означает «уважение». Надо ведь на примерах постоянно показывать детям. Читать поучительные рассказы, потом обсуждать, что есть хорошо, что плохо. Чего нельзя делать в обществе, а что напротив - приветствуется.

Добровольская А.В. Прежде всего воспитание идёт из семьи. Конечно, какую-то часть воспитатели корректируют здесь, в детском саду. На мой взгляд, в дошкольном возрасте так вопрос остро не стоит: мол, я хуже, потому что я рыжий, или у меня вьются волосы из кольца в кольцо. В дошкольном возрасте другие приоритеты: меня любят или нет.

Умарова И. Вам не кажется, что формирование этнической толерантности - одна из наиболее сложных проблем в работе воспитателя?

Шумейко С.Б. Совершенно верно. И начинать формирование этнической толерантности необходимо со знакомства дошкольников с культурой, традициями, историей разных народов. В нашей группе ведется большая работа по ознакомлению детей с культурой и бытом народов Поволжья. Начинаем с создания развивающей предметно-пространственной среды. В уголке патриотического воспитания у нас представлены куклы в костюмах народов Поволжья, альбомы по каждой национальности, изделия декоративно-прикладного творчества. Так как работа по ознакомлению с родным краем начинается с семьи, то непременным атрибутом уголка являются фотоальбомы «Моя семья», к созданию которых мы привлекаем родителей. У каждой семьи есть уникальная возможность через фотографии рассказать об истории и традициях семьи.

Масленникова Н.К. У нас в старшей группе «Дружные ребята» идёт проект «Россия - многонациональная».

Умарова И.: Надежда Константиновна, тема проекта не сложновата  для детей?

Масленникова Н.К. Да, она сложнопонимаемая для детей. В основном, всё проходило через игру. А инструменты просто вызывали у детей большой интерес, как впрочем,  и все новое. Это были национальные инструменты, если посмотреть не очень внимательно на изображения, то можно сказать, что это один и тот же инструмент, но дети научились их различать, и говорили, какому народу принадлежит тот или иной музыкальный инструмент.

Умарова И. Были ли привлечены родители к данному проекту?

Масленникова Н.К. Да, конечно. Мы одели в группе наших кукол в национальные костюмы. Родители сшили эти костюмы. Одежда была приближена к настоящему национальному костюму того или иного народа. Таким образом, эти куклы превратились в дидактические пособия, дети за это время изучили особенности одежды, и легко различали костюм татарский от башкирского, а ведь они похожи.

Умарова И. Надежда Константиновна, вот вы упомянули про музыкальные инструменты. Хочу уточнить, это были дидактические материалы, на которых просто были изображены инструменты?

Масленникова Н.К. Дидактическими материалами, конечно же, воспользовались, но у нас была возможность показать детям наглядно. Мы дали возможность не только услышать музыку на этих инструментах, но и разрешали детям играть. Это вызывало большой восторг у воспитанников.    

Умарова И. А как вы в своей группе объясняете значение слова «толерантность»?

Масленникова Н.К. Весь материал в дошкольном возрасте преподносится в игровой форме. Применяются развивающие игры. Моей группе повезло, у нас есть интерактивный комплект, где по любой тематике мы можем приготовить презентацию, и с помощью наглядного изображения, тема легче усваиваться.

Умарова И. Скажите, где воспитывают толерантности: в семье, в саду?

Масленникова Н.К. Лично моё мнение, это происходит именно в семье. Потому что главный авторитет для ребенка – это родители.

Умарова И. А если в семье двойные стандарты: на людях родители говорят о равенстве и братстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то, что он усвоит?

Масленникова Н.К. В саду ребёнок будет вести себя так, как его учат воспитатели. Дома – как ведут себя родители. Относится к другим нациям и народностям нужно так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам, и учить этому своих детей.

Умарова И. По национальному признаку, дети дошкольного возраста, могут делить друг друга?

Масленникова Н.К. В этом возрасте они совершенно не обращают на это внимание. В 7 лет, в школе, там это возможно, но в саду нет. К примеру, когда мы вели свой проект «Россия - многонациональная», рассказывая и наглядно показывая о каждой национальности, они смотрят на своих сверстников в группе и, видя другой разрез глаз, могут задать такой вопрос: «А какая нация у Оли?». То есть им это интересно, потому что они больше узнали о той или иной национальности.

Бекчурова Г.Р. Знаете, положа руку на сердце, мне очень повезло с коллективом. Вокруг меня, коллеги влюблённые в свою профессию, детей и живущие своей работой. С нами за круглым столом участвует старший воспитатель - Баранова Наталья Ивановна. Альтруист, человек - энтузиаст своего дела. За такие профессиональные и человеческие качества как верность выбранному пути, мудрость, колоссальный багаж знаний и практического опыта, доброта и терпение, я бы её сравнила с лебедем - вожаком. Всё что происходит в нашем саду, происходит под её руководством, под её непосредственным управлением. Принцип работы Натальи Ивановны – сотрудничество, направить и помочь молодым и неопытным. Это не только наставник и советчик для молодых, но и учитель для меня лично. Детский сад - это своего рода организм. Если каждый орган здоров, то человек живет без боли и работает, не давая сбоя. То же самое и в саду. Благодаря поддержке и соратничеству таких высокопрофессиональных коллег, нам не страшны ни неурядицы, ни радикальные перемены, ни всё усложняющиеся требования и т.д.


Вместо послесловия

Эти и многие предстоящие мероприятия по воспитанию толерантности в д/c «Мишутка» лишь начало большой, кропотливой работы по формированию межнациональной толерантности у подрастающего поколения. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в группе были преданными друзьями. Вы спросите почему? Да, потому что у нас всех, абсолютно разное воспитание, разное образование у родителей, интеллект – тоже у всех разный, а ещё потребности, характер, вкусы, темперамент – у нас тоже разный. Но мы можем жить в согласии друг с другом, если будем толерантными по отношению к нашему окружению.


Ирина Умарова

Самарская область



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии  

 
0 #1 Ольга 15.11.2017 11:16
Лучший садик! Я водила туда и старшую дочь, которая уже школу заканчиват в этом году, и младшенькая тоже с восторгом ходит!
Цитировать
 
 
0 #2 наталья 15.11.2017 13:01
Умная и очень толерантная заведующая работает в этом саду,она знает всех детей и их родителей по именам. А их ведь 330. Уникальный человек!
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить