Интересные факты

В Средней Азии гостю в пиалу принято наливать чай понемножку. Счита-
ется, что если налили полную - пей и уходи.
А подливая по 1/3, можно долго беседо-
вать. Это называется с «уважением» и «без уважения». В первом случае хозяин бдитель-
но следит за гостем и постоянно подливает ему свежий чаек.


Удмурты Башкортостана готовятся к Удмурт Элен Вось
18.06.2011

26 июня в деревне Алтаево Бураевского района Башкортостана пройдет Удмурт Элен Вось («Моление Миром») или Всеудмуртское моление, сообщает Инфоцентр FINUGOR. На моление приглашаются все желающие и придерживающиеся традиционной религии удмурты.
Удмурт Элен Вось - уникальный религиозный праздник. До революции его отмечали Уфимский и Пермский уезды Российской империи. Элен Вось проводили по очереди в трех священных рощах, расположенных в нескольких десятках километрах друг от друга – рядом с деревнями Алтаево и Варяш (сейчас относятся к Республике Башкортостан) и деревней Кирга (Пермский край). Праздник длился неделю. В течении всего времени празднования в жертву верховному богу удмуртов Инмару приносили девять видов живности, в том числе лошадей, коров, овец, гусей. Нельзя было приносить в жертву свиней и кур - они считались нечистыми. Также приносились жертвы Инмару, Кылдысину, Шунды Мумы (богу Солнца), Дин Кылчин (родовому божеству), Му Кылчин (Матери Земли) и другим. После революции 1917 года праздник Элен Вось стала угасать, и впоследствии совсем перестал проводиться.
Моление закамских удмуртов возродили на межреспубликанском фестивале удмуртского языка  культуры и религии 20 июня 2008 года, когда впервые после долгого перерыва был проведен Элен Вось и возрождена священная роща в деревне Кирга. С тех пор праздник проводится ежегодно в конце июня.
Инфоцентр FINUGOR, со ссылкой на старшего хранителя религиозных обрядовых традиций предков Алтаево Анатолия Галиханова, инструктирует потенциальных участников: одеться желательно в светлую одежду. Шорты не надевать. На ноги надеть носки - обязательно, снимите потом, после моления. Моление начнется в 13 часов. После завершения моления пройдет фестиваль древних напевов. Будут выступать фольклорные ансамбли.
Анатолий Галиханов объяснил: предварительно в священной роще около деревни Алтаево пройдет так называемое «малое» моление, на котором сельчане попросят у верховного бога удмуртов Инмара разрешения на проведение большого моления. На малом молении жертвы не приносят, только кашу едят. По его словам, на главном молении могут присутствовать не только удмурты. «У нас будут и татары, главу района пригласим, журналисты у нас бывают, а в 2008 году приезжала студентка из Финляндии, - пояснил он. – Мы молимся за мир во всем мире, здоровье, благополучие людей – не только удмуртов. Просим у Инмара, чтобы распрей не было, и все люди и народы жили в дружбе и согласии. Просим также, чтобы урожай был хороший».
В комментариях к информационному сообщению, размещенному на сайте Инфоцентра FINUGOR анонимный читатель задал вопрос:  «а почему в Башкирии проводится, а не в самой Удмуртии??». От себя хотим покорить читателя за невнимательность – священные рощи находятся в Башкирии и Пермском крае, и поблагодарить за ответ другого анонимного читателя: «Удмурты Башкортостана почти полностью сохранили свои бытовые и религиозные представления окружающего мира, которая складывалась из поколения в поколение. Наиболее важную роль в сохранении традиций сыграло мусыльманское окружение. Веротерпимость мусыльман не только сохранила религию удмуртов но и дала возможность дальнейшего развития. В Удмуртии удмурты почти полностью прошли обряд крещени, и стали христианами  или двоеверами...".

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

-->