Интересные факты

Если корейской девушке сказать, что она неважно выгля­дит, у неё круги под глазами, усталый вид и т.п., она не обидится, а воспримет подобное высказывание в её адрес как комплимент - поскольку в Корее считается, что девушке нужно выглядеть хрупкой и болезнен­ной, чтобы вызывать у мужчины желание защитить её, пригреть.


Приключения Веника и Валика в России

Правозащитники поставили проблемы с трудовой миграцией в один ряд с нерешенной проблемой прав человека. Поводом для этого, на сей раз, послужил справочник для мигрантов, выпущенный в Петербурге. Приезжие в справочнике изображены в виде рабочих инструментов – веника, валика, мастерка и кисточки. Создатели, по их словам, руководствовались благими намерениями: на страницах разместили полезные советы с нормами поведения и возможными рисками пребывания в Петербурге.


«Боевой» жилет выживания

Не многие называют гастарбайтеров спасением российской экономики, чаще всего в их адрес можно услышать: мигранты, смуглые подметальщики,  оранжевые человечки, а теперь и мастерки, веники, кисточки.  Обыватели привыкли не замечать оранжевые жилеты, видя в них функции, а не людей. Они в них видят нищих и бесправных людей, выполняющие грязную работу в прямом, а не в переносном смысле этого слова. В большинстве случаев, отношение к ним соответственное — брезгливо-пренебрежительное, как к низшей касте.

Востребованность в «дешевых» рабочих руках в России  велика.  Выходцы из стран СНГ разной квалификации требуются повсюду: трудовые мигранты в оранжевых жилетах делают Российскую Федерацию чище и красивее. Число таджикских граждан, занимающихся трудовой деятельностью в России, насчитывает  более 1 млн. человек (при численности 7,5 млн.чел). Реальный объём пересылаемых денег, по оценке ЕБРР, — более 1 млрд. долларов. В Таджикистане   почти в каждой семье есть гастарбайтер, именно его денежные переводы кормят  семью и многочисленных родственников. 


Чем ниже интеллект, тем громче оскорбления?

Летела я как-то в командировку в Москву. В аэропорту Душанбе наблюдаю такую картину: пожилая женщина (европейской национальности) пытается поставить свою сумку на багажную ленту, делает это с большим трудом, и судя по всему, в объёмистой сумке  больше 20 кг. За ней стоит молодой подтянутый таджик и почему-то(!) даже не пытается ей помочь. Она вроде, как и ожидает помощи от него, а он демонстративно смотрит, но помогать не собирается. А я задаюсь вопросом, как же так, ведь в Таджикистане почитают старших, преклоняются перед седыми головами стариков, а этот даже не шелохнется?! Потом в зале ожидания ещё какое-то время наблюдаю за парнем: и одет вроде нормально (имею виду отсутствие спортивного костюма с туфлями), и прилично  выстрижен, вместо баула, спортивная сумка. Ну, думаю, молодёжь, уезжая на заработки, впитывают, ту культуру, постепенно европеизируется, а о своих обычаях постепенно забывает. 

Обычно, на таджикских авиарейсах, пассажиры садятся не по указанным в талоне местам. Я подсела на один ряд с человеком, за кем наблюдала последние полчаса.  Разговор с Шухратом завязался как то сразу, и я, конечно, в процессе затянувшегося 3-х часового диалога о мигрантской судьбе,  задала ему мучающий меня вопрос: почему он не помог пожилой женщине в аэропорту. У  него глаза округлились, типа, вы, что за мной следили? Ответ его оказался настоящим рассказом под заголовком «Униженный и оскорбленный». «Я за четыре года, только дважды приезжал домой: перелёт дорогой, а я там с целью заработать на жилплощадь у себя на родине. Живу в Головинском районе, работаю там же, в лепешечном цехе у армянина. Квартиру двухкомнатную снимаем на 7-х, голодным не бываю, работа в тепле, откладывать получается, на работе со всеми лажу. 

После одного случая, даже желание было всё бросить, и приехать домой. Короче, захожу я как то вечером в магазин, накладываю в корзинку, все, что мне нужно и встаю в очередь за бабулей. Подходит её очередь, и кассир ей называет сумму «74 рубля». Бедная старушка, достаёт из кармана целую гору мелочи и начинает судорожными руками отсчитывать.  Я говорю, кассирше, что я сам  заплачу за бабушку. Бабушка поворачивается ко мне и начинает благодарить, и тут кассирша, как будто сорвалась с цепи. Вы не представляете, чего я только не услышал в свой адрес, типа понаехали из своих таджикских трущоб, и строите из себя благородных. Много чего сказала в мой адрес, а  в конце своего монолога даже  «чуркой» обозвала. Один Аллах, знает, что мне пришлось почувствовать тогда. Я всего лишь хотел заплатить за бабушку, тем более и сумма не большая,  мне реально её стало жалко, может быть, она эту мелочь милостыней собрала?! Что я такого сделал, чтобы меня оскорбили самыми обидными словами?! С тех пор, с осторожностью отношусь в плане помощи. Россияне  живут по принципу «я ничего не знаю, я ничего не вижу». Поэтому я стараюсь теперь тоже многого не замечать».

На мой вопрос: «А вы подходили к администрации магазина, чтобы жалобу написать на кассиршу»,  Шухрат так рассмеялся, что мне стало даже не по себе. Где то в глубине души, я, конечно, понимала, что вопрос глупый, но тогда как бороться с расизмом, как научить людей к взаимоуважению и взаимопониманию в обществе? 


Наказание за преступление

Промолчит Шухрат, потом ещё с десяток людей затаят эту боль в сердце, и что тогда? Вот вам и вечно не разрешённая  проблема ксенофобии и различных форм нетерпимости в нашем обществе. Согласитесь,  человек не обязан быть сильным, он должен быть социально защищенным!

Статья 130 Уголовного кодекса РФ  предусматривает наказание штрафом в размере до сорока тысяч рублей за унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Если оскорбление произошло  в публичном месте, то такое наказание предусматривает штраф до восьмидесяти тысяч рублей.

Вопрос в другом: накажут ли обидчика? Ведь весь каламбур заключается в том, что, если Шухрат действительно подал бы в суд заявление для защиты чести и достоинства своего имени, ему  пришлось бы  доказывать факт публичного распространения таких сведений, то есть предоставить свидетельские показания. А самому Шухрату  для своей защиты пришлось бы доказывать, что распространённые им сведения - правда.  Только сильно сомневаюсь, что найдёт он таких свидетелей, которые подтвердят факт оскорбления, ведь из многолюдной очереди никто не проявил желание угомонить злоязычную кассиршу. Наверное, поэтому, многие мигранты в России считаются тихими не, потому что внутри слабый стержень, просто у них там другая миссия – заработать деньги, а не ходить по судам в поисках справедливости.


Знакомьтесь: Мастерок, Кисточка, Валик и Веник! 

Почему так часто трудовые мигранты сталкиваются с унижением? Почему так часто в их адрес звучат обидные слова? Почему обходя словосочетание «смуглый подметальщик» его теперь  по культурному можно обозвать Веник?

«Вы приехали в большой город с европейским укладом жизни», - с этих слов начинается вступительное слово от имени сотрудников региональной общественной организации «Взгляд в будущее», которая занималась подготовкой брошюры. Издание ставит своей целью ознакомить приезжих с нормами поведения и возможными рисками пребывания в Петербурге. Издание оформлено в духе детской книжки, главные герои которой - шпатель, веник, валик и кисточка - отправляются в долгий путь в город на Неве. Сначала они с баулами появляются в аэропорту «Пулково», где их приветствуют вполне «человекоподобные» полицейский, врач, а также мужчина и женщина в деловых костюмах. У меня один вопрос, а почему в справочнике тогда местный врач - не градусник или таблетка, полицейский - не дубинка или наручники, а работник УФМС - не штамп?


Накреативили…

Нужно отдать должное авторам, брошюра написана хорошим, понятным языком, но все-таки получилась она какой-то неординарной. Петербуржцы на картинках имеют вполне человеческий вид. Представители силовых ведомств – подтянутые мужчины с аккуратными проборами и квадратными подбородками, в хорошо отглаженной форме. Врач похож на доброго доктора Айболита из детской книжки. Бабушки похожи на бабушек. Даже экскурсовод  в Эрмитаже сильно смахивает на топ-модель. И все эти люди доброжелательно объясняют приехавшим в их город метле, шпателю, валику и кисточке, как правильно оформить документы, как правильно вести себя на улице, как уберечься от нежелательных контактов и заболеваний, где можно провести свободное время.

«Мы не имели цели изобразить мигрантов, это просто персонажи. Кроме того, разве принадлежность к строительной отрасли является чем-то позорным», - пояснил глава организации «Взгляд в будущее» Глеб Панфилов. По словам инициатора проекта, мастерок, щетка и так далее, в виде которых изображены приезжие - это «символы профессий». Он отметил, что общественники хотели сделать брошюру менее сухой и более легкой для восприятия, такой доброй.

Заместитель председателя комитета по внешним связям Сергей Марков тоже не увидел в брошюре ничего оскорбительного:  «Да, есть определённые шероховатости с точки зрения восприятия визуального ряда. Но если таджикские и узбекские общественные организации, с которыми взаимодействовала эта волонтёрская организация, также не увидели в ней ничего крамольного, взялись распространять эту брошюру, почему мы должны убеждать этих людей в том, что их оскорбили? Мы не занимаемся цензурой деятельности волонтёрских организаций», - сказал Марков.

Однако, судя по всему, лицезреть себя в виде рабочих инструментов понравилось не всем приезжим. Так, председатель Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов заявил, что такая брошюра — оскорбительна. «Людей приравняли к венику и метле. Зачем в таком случае людям паспорта, если они веники? Мигранты — это часть России. Их нельзя приравнивать к метлам. Среди мигрантов есть люди, которые имеют 3–4 образования, но они вынуждены приезжать в Россию и подметать дороги. Наши юристы готовят документы для передачи в суд». 

За комментарием по данному вопросу издание обратилось к адвокату Людмиле Айвар. По ее мнению, с юридической точки зрения никакой крамолы в брошюре нет. «С точки зрения юридического факта в этой ситуации нет ничего, что можно было расценить как защиту чести и достоинства. Ни честь не опорочена, ни достоинство, ни деловая репутация. Судебной перспективы нет. Я вижу только желание разжечь межнациональную рознь и ожесточить мигрантов против жителей Петербурга», — заявила госпожа Айвар.

За мигрантов заступились и правозащитники. Так негативное мнение о проекте высказал лидер движения "За права человека" Лев Пономарев - по его словам, такие изображения только «разжигают ксенофобию». 

Молодежное крыло НДПТ «Созандагони Ватан» также осудило выпуск «Справочника трудового мигранта» в Санкт-Петербурге», назвав его «оскорбительным». «Трудовые мигранты – это не строительные инструменты, чтобы их таким образом изображать в справочнике. Россияне должны признать, что таджикские трудовые мигранты приносят этой стране большую пользу», – заявил лидер партии Адхам Мирсаидов, предложив полностью ликвидировать тираж «оскорбительного для мигрантов справочника».


Мнение экспертов

Асламбек Паскачев, Председатель Президиума Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа»: «Я не представляю, кто это подготовил, но такие вещи неприемлемы! Это бескультурье и бестактность, я бы сказал, что это провокация и унижение для всех мигрантов. Да, конечно, нужны памятки, разъяснения. Приезжающих необходимо адаптировать, и мы это делаем. Но изобразить мигрантов в виде неодушевленных предметов – это безобразие».


Михаил Виноградов, психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, директор Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях: «Это оскорбительно по отношению к приезжающим к нам людям. Тут надо иметь в виду две проблемы. Первая – из этих республик к нам едут бандиты, и это одна категория, но есть вторая – люди едут от безысходности и готовы выполнять любую даже самую низкоквалифицированную работу, и я могу заявить как психолог, к этим людям это совершенно уничижительные и оскорбительные рисунки».


Музаффар Зарипов, директор таджикского центра "Миграция и Развитие": «Из-за политической некорректности россияне могут взять в привычку «обзывать» мигрантов названиями строительных инструментов. Конечно, информационные справочники помогают адаптироваться трудовым мигрантам, но в изображении «главных героев» есть подоплёка. Подобная  попытка была и в Екатеринбурге, когда в информационной брошюре хотели показать всем лицо таджика-мигранта, но показали лицо цыгана-попрошайки, поскольку не знали, как выглядит таджик, вернее ассоциировали таджика с цыганом».


Блиц-опрос

Алексей (бурильщик, Тюмень) :
«Правильный подход. Наглядно показывает существу без родины его место: ты — веник, а ты — рулон обоев. И никто тебя здесь за человека не считает. Не нравится — до свиданья, а еще лучше — прощай. Все окраины бывшего СССР уже давно построили свои национальные государства. Только в России добрые картинки в стиле Мурзилки вызывают у кого-то приступ толерастии».

Алина (домохозяйка, Самара) :
«Ой, да ладно... нормально изобразили!! Самое-то, что надо!!! Им все равно это не мешает ехать сюда целыми аулами, вести себя сверх нагло и плодиться как тараканы. Лично меня тоже оскорбляет их присутствие в таком количестве повсюду».

Заррина (приехала на постоянное место жительство в Оренбург в 2005 году из Таджикистана) :
«Это оскорбительно! Они люди, у них есть чувство собственного достоинства. Им наверняка будет обидно такое читать про себя. Считаю такую брошюру материалом, способствующим разжиганию межнациональной розни и ненависти. Нарисуйте их в виде людей!»

Валера (администратор гостиницы, Москва) :
«Ключевое послание брошюры: заработал, уезжай домой! Проблема в том, что мигранты остаются на ПМЖ, перетягивают жен, детей, своих стариков, друзей и родню».

Вместо послесловия. Женщина-ёршик или женщина-тряпка?

За последние 15 лет представления о роли женщин в миграционных процессах кардинально преобразились. В Таджикистане около 19 %  из общего количества мигрантов – это женщины (по данным МОМ). Наиболее популярными сферами занятости для них является общественный и домашний сервис. Так что, их в брошюре изобразили бы  в  виде тряпок или даже унитазных ершиков?

Надо, чтобы все понимали — и не только понимали, а использовали соответствующий терминологический словарь.  Почему принято думать, если мигрант, значит неуч или бандит?! Уверяю Вас, подавляющее большинство – это нормальные, честные, трудолюбивые и приличные люди. Да, бывают и другие. Банально звучит, но в каждой нации хватает и хороших людей и не очень честных. Согласитесь, чтобы не было заблуждений, лучше использовать правильные термины  и говорить корректно.  

Ирина Умарова 



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии  

 
+1 #1 Нурзида 27.11.2012 18:25
Что-то Музафар про Екатеринбург, наверно, напутал... Я такого не припоминаю
 
 
+1 #2 Андрей Уфа 28.11.2012 12:48
Почему вокруг этого справочника разгорелись такие дебаты? мне кажется к мигрантам так относились всегда. Иду по родной Уфе и вижу вокруг "чужих", их всегда ассоциировали с вениками и тряпками, но почему только сейчас правозащитники решили вступиться?
 
 
+1 #3 лилия 28.11.2012 13:23
Цитирую Нурзида:
Что-то Музафар про Екатеринбург, наверно, напутал... Я такого не припоминаю

Да, действительно такое было когда на брошюре изобразили чёрного человека (только наверное и серьги не хватало в ухе) вылетый цыган, но где именно это было я не помню
 
 
0 #4 Vadim 29.11.2012 11:27
Цитирую Нурзида:
Что-то Музафар про Екатеринбург, наверно, напутал... Я такого не припоминаю

Цитирую лилия:
Цитирую Нурзида:
Что-то Музафар про Екатеринбург, наверно, напутал... Я такого не припоминаю

Да, действительно такое было когда на брошюре изобразили чёрного человека (только наверное и серьги не хватало в ухе) вылетый цыган, но где именно это было я не помню

А как ещё изобразить азиатов? они по природе черные, в принципе такие же как цыгане
 
 
+3 #5 Зульфия 29.11.2012 12:15
Цитирую Vadim:
Цитирую Нурзида:
Что-то Музафар про Екатеринбург, наверно, напутал... Я такого не припоминаю

Цитирую лилия:
Цитирую Нурзида:
Что-то Музафар про Екатеринбург, наверно, напутал... Я такого не припоминаю

Да, действительно такое было когда на брошюре изобразили чёрного человека (только наверное и серьги не хватало в ухе) вылетый цыган, но где именно это было я не помню

А как ещё изобразить азиатов? они по природе черные, в принципе такие же как цыгане

Ну, это нормально?! что вы все думаете. что если азиат значит темный, вернее чёрный?! Вадим, ты глянь на меня - во вмне узбекская кровь и кыргызская течёт, бабушка татарка, есть и русская кровь...и что я теперь должна быть обязательно чёрной?! не корректоно вы выражаетесь, чу-чуть терпимее относитесь к другой нации
 
 
+1 #6 рИНАТ 29.11.2012 20:10
мне кажется это большое оскорбление - изобразить людей в виде таких технических предметлов как матла или веник,мне кажется это не этично, да и не красит российское издательство этой брошюры, не знаю, может я не прав, но иногда меня. приезжие тоже напрягают, может мог бы и я что-нибудь в их адрес обидеое сказать, но масслво издать тираж - это не правильно
 
 
+1 #7 Михель 29.11.2012 21:32
похоже, что создатели брошюрки неплохо относятся к мигрантам, но при этом искренне считают их не совсем человеками.
 
 
+1 #8 Инна 29.11.2012 22:35
Цитирую Михель:
похоже, что создатели брошюрки неплохо относятся к мигрантам, но при этом искренне считают их не совсем человеками.

"не совсем человеки" - такое правильное определение....
 
 
+1 #9 Гордый Горец 30.11.2012 23:28
"Наглядно показывает существу без родины его место: ты — веник, а ты — рулон обоев" - это так могут только русские сказать о мигрантах, сами ни фига ничего не делают, вернее делают через ж...., а мигранты значит для них СУЩЕСТВА. Пипец умные, но ленивые. Пипец дальновидные, но не с их запойными праздниками и буднями судит тех, кто выполняет за них грязную работу
 
 
+2 #10 Михель 01.12.2012 05:33
Цитирую Гордый Горец:
это так могут только русские сказать о мигрантах

вы это серьёзно? так может сказать кто угодно и про кого угодно. а вы сейчас рассуждаете в том же русле - начинаете принижать другой народ и навешивать ярлыки по нац признаку, и чем вы тогда принципиально отличаетесь от остолопов, которые изображают мигранта в виде веника.
 
 
+1 #11 самара 21.01.2013 12:10
А не унижительно в Туркмении переделывать учебники истории, трубить что их малое среднеазиатское государство великое. Великих государств не существовало, существовала великая культура. А про шпательки и валики это метафора, но конечно могли бы сделать по типу незнайки и жителей сказочного городка. Конечно мы все люди, но приезжие настолько наглые, безкультурные, лезут на рожон защищая законы среднеазиатског о общества в других государствах. Пусть у себя в стране эти законы соблюдают. На нашей земле наши законы.
 
 
+2 #12 за туркмен 21.01.2013 20:00
Цитирую самара:
А не унижительно в Туркмении переделывать учебники истории, трубить что их малое среднеазиатское государство великое. На нашей земле наши законы.


Вот вот!, А на их земле их.
 
 
+1 #13 Зарина Таджикистан! 26.02.2013 09:41
Цитирую самара:
А не унижительно в Туркмении переделывать учебники истории, трубить что их малое среднеазиатское государство великое. Великих государств не существовало, существовала великая культура. А про шпательки и валики это метафора, но конечно могли бы сделать по типу незнайки и жителей сказочного городка. Конечно мы все люди, но приезжие настолько наглые, безкультурные, лезут на рожон защищая законы среднеазиатског о общества в других государствах. Пусть у себя в стране эти законы соблюдают. На нашей земле наши законы.



Если бы вы прочли внимательней материал, в котором говориться, что большинство из них люди с высшим образованием, я думаю они более культурнее чем те у кого оно отсутствует, не стоит приравнивать всех под одну гребенку!!! А данный справочник обобщает все и всех!! Гастроэнтерит это не клеймо!! Если Россия оху..но чувствует себя без гастроэнтеролог ов, то почему открывая таджикскую рекламную газету, я натыкаюсь на бесконечное количество объявлений о найме на работу в РФ, от российских работодателей????!!!!
 
 
+1 #14 Зарина Таджикистан! 26.02.2013 09:44
Гастроэнтерит*-Гастарбайтер
 
 
+1 #15 dzhan 26.02.2013 09:50
Цитирую Зарина Таджикистан!:
почему открывая таджикскую рекламную газету, я натыкаюсь на бесконечное количество объявлений о найме на работу в РФ, от российских работодателей????!!!!

потому что российские работодатели не хотят платить нормальную зарплату, просто местные работники дороже, чем гастарбайтеры.
 
 
+1 #16 Зарина Таджикистан! 26.02.2013 11:18
потому что российские работодатели не хотят платить нормальную зарплату, просто местные работники дороже, чем гастарбайтеры.

Тогда я думаю, что вместо жалоб и претензий к гастарбайтером, российским гражданам следует выразить благодарность, за то что они ходят по чистым улицам и среднестатистич еская семья может позволить себе нанять ремонт. рабочих за доступную цену!!
 
 
+1 #17 dzhan 26.02.2013 21:16
Зарина, если бы рос работодатели не имели возможности привлекать дешевую рабсилу из стран Средней Азии, они вынуждены были бы привлекать местных рабочих, повысив оплату их труда. Вы можете возразить?
 
 
+2 #18 Зарина Таджикистан! 26.02.2013 23:46
dzhan, к сожалению тоже возрожу)
То о чем вы говорите, это уже не проблема рабочих из Средней Азии, а проблема правительства РФ и все, кто там варится! Последний визит Путина в Таджикистан и ряд подписанных документов, показывает, что Россия нуждается именно в "дешевой" рабочей силе!
И так, на заметку, как пример, Америка и Мексика. Можно смело судить, что будет с Россией в будущем.
 
 
+2 #19 dzhan 27.02.2013 09:15
Дак ведь, Зарина, к самим гастарбайтерам претензий и нет, а вот правительство России должно думать в первую очередь о своих согражданах. А сейчас получается, что иностранные работники снижают уровень оплаты труда в России и отнимают у местных рабочие места, а правительство наше этому только потворствует.
 
 
+1 #20 Ирина Умарова автор 12.03.2013 20:54
Спасибо, что остались не равнодушные к материалу...если честно, болит душа, за самых тихих и униженых выходцев из Центральной Азии. Когда,наконец,з а них станет защищаться ГОСУДАРСТВО?