Может ли противодействовать экстремизму и терроризму некоммерческая общественная организация, каковы ее возможности и объекты внимания?

Прежде чем ответить на эти вопросы и определить свою позицию, следует сначала разобраться, какова суть объекта внимания, формы его проявления и отношение к нему со стороны государства и действующего законодательства.

Российское законодательство трактует экстремизм и терроризм как идеологию насилия и практику воздействия на общественное сознание путем запугивания и устрашения граждан с целью изменения конституционного строя.

Отношение государства к этим явлениям однозначное. Оно прописано в пункте 5, статьи 13 Конституции РФ.

В данном пункте четко прописан запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Что же касается разновидностей проявления обсуждаемых явлений, то их такое множество, что голова начинает кружиться от количества их форм и желание найти объект своего внимания отпадает.

Какой только окрас не принимает данное явление и какую только сферу жизнедеятельности человека и общества в целом оно не затрагивает.

В силу этого обстоятельства, экстремизм и терроризм, как единое явление отличающееся друг от друга лишь способом совершения насилия, его целью и объемом разрушительных последствий, принимает политический, криминальный, религиозный, националистический, технологический, бытовой, смешанный, спортивный, молодежный и даже потребительский характер и окрас.

Ну и как рядовой гражданин, одна общественная организация или десяток НКО, даже в целом правозащитное движение могут противостоять этому глобальному злу?

Да и стоит ли этим заниматься, если террористические акты происходят в основном за пределами Российской Федерации?

Ну, было неспокойно в 90-е годы, в период анти террористических Чеченских кампаний. Сегодня, Слава Богу, год 2016-ый, в Чеченской республике восстановлена экономика, воцарился покой и сохраняется дружественная обстановка.

В последнее десятилетие террористических актов в России и на Урале не происходило и сегодня все спокойно.

Тогда стоит ли поднимать вопрос о противодействии экстремизму и терроризму?

Оказывается, стоит, хотя бы в режиме их профилактики, поскольку причины и обстоятельства возникновения этих явлений, а также их участники идентичны, да и сама диалектика жизни представляет собой спиралеобразную форму движения, в процессе которого совершаются повторы событий, но уже в новом их качестве и с иными последствиями.

Исходя из этого, любая некоммерческая общественная организация, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, просто обязана противодействовать этому злу доступными ей формами, способами и средствами.

Эффективность противодействия определяется, конечно же, качеством проведенного анализа противоправного явления, выявления исполнителей и мотивации их действий.

Но это сфера деятельности правоохранительных органов. А общественная организация должна взять их аналитические сведения за основу своей программы профилактической деятельности, при условии, разумеется, если она для этого созрела и имеет желанием участвовать в противодействии злу.

Следовательно, первым шагом НКО должен быть анализ явления на основе аналитических материалов правоохранительных органов.

Итак, кто сегодня совершает террористические акты в Европе?

Как показывают официальные расследования, их совершают в подавляющем большинстве, исламисты - выходцы из арабских стран из числа беженцев и мигрантов Северной Африки и Ближнего Востока.

Что предшествовало этим актам и в целом глобальному процессу миграции?

Конечно же, это война и ее последствия - разруха, потеря рабочих мест и источников существования, имущественное расслоение, социальная несправедливость, падение уровня и качества жизни, незащищенность рядовых граждан от внутренних и внешних угроз и их воздействия и много другое.

События последних дней говорят о том, что причиной экстремизма и терроризма могут быть еще и психиатрические расстройства людей.

Из перечисленного множества причин миграционного процесса и совершенных в мире кровавых преступлений, у нас в России и на Урале, в частности, отсутствует только война с ее разрушительными последствиями.

А в основном все названные выше процессы и без войны имеют место быть, включая миграционное движение, сокращение рабочих мест, снижение уровня и качества жизни, незащищенность граждан и наличие немалого количества людей с психиатрическими расстройствами.

Однако террористических актов у нас на Урале не происходит, почему?

А не происходят они у нас только потому, что, находящиеся в нашей стране и в частности на Урале мигранты, являются выходцами из числа бывших союзных республик, старшее поколение которых знает русский язык и продолжает жить и воспитывать молодое поколение в стиле и духе интернациональной дружбы.

Несмотря на это, к сожалению, среди мигрантов, прибывающих на Урал, не владеющих русским языком становится все больше и больше.

И стало их больше не только потому, что власть бывших союзных республик слишком увлеклась национальной культурой, в ущерб межнациональному языку общения, коим был русский язык.

Но еще и потому, что процедура тестирования мигрантов, предназначенная для стимулирования изучения русского языка, по вине отдельных российских чиновников, превратилась в чисто коммерческое мероприятие и перестала быть побудительным средством обучения русского языка.

А незнание языка, как известно, способствует формированию условий для совершения правонарушений. И напротив, знание его позволяет противостоять им.

Следовательно, организация обучения мигрантов русскому языку в программе профилактических действий НКО может и должна быть на первом месте.

Поскольку только при условии познания его мигрантами, могут быть успешными процессы их профессиональной подготовки и правового просвещения. Полученные профессиональные и правовые знания в последующем, могут стать основой для воспрепятствования вовлечению их в экстремистскую деятельность.

К счастью, у нас на Урале, есть немало общественных организаций, которые уже многие годы специализируются на обучении не только взрослой категории мигрантов, но и их детей.

Что особенно важно, потому как в числе исполнителей террористических актов чаще всего фигурирует разнополая молодежь и даже дети.

У нас в Екатеринбурге есть межнациональная библиотека и воскресные школы для семей этнических сообществ, что тоже очень важно, поскольку они стимулируют и упрощают процесс обучения представителей этнических групп и мигрантов.

Другой сдерживающей терроризм силой является, сохраняющийся в России и в частности на Урале, рынок труда и спрос на рабочую иностранную силу.

Но как только под давлением известных всем международных и собственных санкций наш рынок разрушится, и рабочее место даже низко квалифицированное станет дефицитным, то конфликты на этой почве станут вполне вероятными и с непредсказуемыми последствиями.

Следовательно, сохранение рынка труда, как условие сохранения мира и спокойствия также может быть объектом внимания НКО. Разумеется, только в той его части, где речь идет об организации индивидуального предпринимательства, само занятости и профессиональной подготовки мигрантов и членов их семей, поскольку именно эти направления определяют конкурентно способность данных категорий граждан и посильны общественным организациям. К тому же, как отмечалось выше, все это составляет основу воспрепятствования вовлечению иностранных граждан, переселенцев и мигрантов в террористическую или иную противоправную деятельность.

Сдерживающим фактором экстремизму и терроризму на Урале является позиция и деятельность руководства духовного Управления мусульман Свердловской области и многочисленных представительств этнических сообществ, активно проповедующих не только Коран, но и действующее законодательство РФ, правопорядок и религиозную толерантность.

Следовательно, при организации правового просвещения иностранных граждан, общественные организации, занимающиеся проблемами мигрантов, обязаны сотрудничать не только с образовательными учреждениями и правоохранительными органами, но и с руководством названных выше организаций.

Как видим, участие общественных некоммерческих организаций в профилактике экстремизму и терроризму возможно и должно, поскольку, выражаясь языком «огнеборцев», пожар легче предотвратить, чем его тушить.

Тем более, что обязательность такого участия закреплена в Конституции РФ и в действующем законодательстве РФ, главным из которых является федеральный закон РФ № 114-фз от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» со всеми его последующими изменениями и дополнениями, включая и так называемый, «пакет Яровой».

Однако, как бы тщательно не был проведен анализ причин экстремизма, какими бы не были опытными и бескорыстными активисты общественных организаций, и какая бы база общественного участия в регионе не была, без государственной поддержки организовать профилактику противодействия экстремизму и терроризму очень сложно.

Но государственная поддержка не может быть абстрактной, она должна быть предметной.

А предметность эта возможна только при условии тщательно подготовленного социально-значимого проекта, основанного на многолетнем опыте работы не одной, а нескольких общественных организаций специализирующихся по проблеме защиты прав и оказания помощи мигрантам и переселенцам.

Следуя этой логике, 25 июля текущего года по инициативе Ассоциации «некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр» и Смоленского городского «Центра социальной поддержки женщин», при поддержке Уполномоченного по правам человека Свердловской области был организован круглый стол, который состоялся в одном из залов Детской областной библиотеки города Екатеринбурга.

Участники данного публичного мероприятия, представляющие интересы более трех десятков общественных некоммерческих организаций, научных учреждений, духовного управления мусульман, этнических групп и сообществ, временно и постоянно проживающих и работающих на территории Свердловской области, обсудили возможности, перспективы и механизмы совместного участия в противодействии экстремистской деятельности.

Радует то, что все выступающие подтвердили свое желание консолидировать свое участие в подготовке и реализации программы профилактики экстремизма и терроризма, назвав главными объектами своего внимания: женщин, детей и русский язык.

Председатель Правления СРО ООД «Гражданское достоинство»,
полковник в отставке Олейник Виталий Степанович




Может ли противодействовать экстремизму и терроризму некоммерческая общественная организация, каковы ее возможности и объекты внимания?
Прежде чем ответить на эти вопросы и определить свою позицию, следует сначала разобраться, какова суть объекта внимания, формы его проявления и отношение к нему со стороны государства и действующего законодательства.
Российское законодательство трактует экстремизм и терроризм как идеологию насилия и практику воздействия на общественное сознание путем запугивания и устрашения граждан с целью изменения конституционного строя.
Отношение государства к этим явлениям однозначное. Оно прописано в пункте 5, статьи 13 Конституции РФ.
В данном пункте четко прописан запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Что же касается разновидностей проявления обсуждаемых явлений, то их такое множество, что голова начинает кружиться от количества их форм и желание найти объект своего внимания отпадает.
Какой только окрас не принимает данное явление и какую только сферу жизнедеятельности человека и общества в целом оно не затрагивает.
В силу этого обстоятельства, экстремизм и терроризм, как единое явление отличающееся друг от друга лишь способом совершения насилия, его целью и объемом разрушительных последствий, принимает политический, криминальный, религиозный, националистический, технологический, бытовой, смешанный, спортивный, молодежный и даже потребительский характер и окрас.
Ну и как рядовой гражданин, одна общественная организация или десяток НКО, даже в целом правозащитное движение могут противостоять этому глобальному злу?
Да и стоит ли этим заниматься, если террористические акты происходят в основном за пределами Российской Федерации?
Ну, было неспокойно в 90-е годы, в период анти террористических Чеченских кампаний. Сегодня, Слава Богу, год 2016-ый, в Чеченской республике восстановлена экономика, воцарился покой и сохраняется дружественная обстановка.
В последнее десятилетие террористических актов в России и на Урале не происходило и сегодня все спокойно.
Тогда стоит ли поднимать вопрос о противодействии экстремизму и терроризму?
Оказывается, стоит, хотя бы в режиме их профилактики, поскольку причины и обстоятельства возникновения этих явлений, а также их участники идентичны, да и сама диалектика жизни
представляет собой спиралеобразную форму движения, в процессе которого совершаются повторы событий, но уже в новом их качестве и с иными последствиями.
Исходя из этого, любая некоммерческая общественная организация, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, просто обязана противодействовать этому злу доступными ей формами, способами и средствами.
Эффективность противодействия определяется, конечно же, качеством проведенного анализа противоправного явления, выявления исполнителей и мотивации их действий.
Но это сфера деятельности правоохранительных органов. А общественная организация должна взять их аналитические сведения за основу своей программы профилактической деятельности, при условии, разумеется, если она для этого созрела и имеет желанием участвовать в противодействии злу.
Следовательно, первым шагом НКО должен быть анализ явления на основе аналитических материалов правоохранительных органов.
Итак, кто сегодня совершает террористические акты в Европе?
Как показывают официальные расследования, их совершают в подавляющем большинстве, исламисты - выходцы из арабских стран из числа беженцев и мигрантов Северной Африки и Ближнего Востока.
Что предшествовало этим актам и в целом глобальному процессу миграции?
Конечно же, это война и ее последствия - разруха, потеря рабочих мест и источников существования, имущественное расслоение, социальная несправедливость, падение уровня и качества жизни, незащищенность рядовых граждан от внутренних и внешних угроз и их воздействия и много другое.
События последних дней говорят о том, что причиной экстремизма и терроризма могут быть еще и психиатрические расстройства людей.
Из перечисленного множества причин миграционного процесса и совершенных в мире кровавых преступлений, у нас в России и на Урале, в частности, отсутствует только война с ее разрушительными последствиями.
А в основном все названные выше процессы и без войны имеют место быть, включая миграционное движение, сокращение рабочих мест, снижение уровня и качества жизни, незащищенность граждан и наличие немалого количества людей с психиатрическими расстройствами.
Однако террористических актов у нас на Урале не происходит, почему?
А не происходят они у нас только потому, что, находящиеся в нашей стране и в частности на Урале мигранты, являются выходцами из числа бывших союзных республик, старшее поколение которых знает русский язык и продолжает жить и воспитывать молодое поколение в стиле и духе интернациональной дружбы.
Несмотря на это, к сожалению, среди мигрантов, прибывающих на Урал, не владеющих русским языком становится все больше и больше.
И стало их больше не только потому, что власть бывших союзных республик слишком увлеклась национальной культурой, в ущерб межнациональному языку общения, коим был русский язык.
Но еще и потому, что процедура тестирования мигрантов, предназначенная для стимулирования изучения русского языка, по вине отдельных российских чиновников, превратилась в чисто коммерческое мероприятие и перестала быть побудительным средством обучения русского языка.
А незнание языка, как известно, способствует формированию условий для совершения правонарушений. И напротив, знание его позволяет противостоять им.
Следовательно, организация обучения мигрантов русскому языку в программе профилактических действий НКО может и должна быть на первом месте.
Поскольку только при условии познания его мигрантами, могут быть успешными процессы их профессиональной подготовки и правового просвещения. Полученные профессиональные и правовые знания в последующем, могут стать основой для воспрепятствования вовлечению их в экстремистскую деятельность.
К счастью, у нас на Урале, есть немало общественных организаций, которые уже многие годы специализируются на обучении не только взрослой категории мигрантов, но и их детей.
Что особенно важно, потому как в числе исполнителей террористических актов чаще всего фигурирует разнополая молодежь и даже дети.
У нас в Екатеринбурге есть межнациональная библиотека и воскресные школы для семей этнических сообществ, что тоже очень важно, поскольку они стимулируют и упрощают процесс обучения представителей этнических групп и мигрантов.
Другой сдерживающей терроризм силой является, сохраняющийся в России и в частности на Урале, рынок труда и спрос на рабочую иностранную силу.
Но как только под давлением известных всем международных и собственных санкций наш рынок разрушится, и рабочее место даже низко квалифицированное станет дефицитным, то конфликты на этой почве станут вполне вероятными и с непредсказуемыми последствиями.
Следовательно, сохранение рынка труда, как условие сохранения мира и спокойствия также может быть объектом внимания НКО. Разумеется, только в той его части, где речь идет об организации индивидуального предпринимательства, само занятости и профессиональной подготовки мигрантов и членов их семей, поскольку именно эти направления определяют конкурентно способность данных категорий граждан и посильны общественным организациям. К тому же, как отмечалось выше, все это составляет основу воспрепятствования вовлечению иностранных граждан, переселенцев и мигрантов в террористическую или иную противоправную деятельность.
Сдерживающим фактором экстремизму и терроризму на Урале является позиция и деятельность руководства духовного Управления мусульман Свердловской области и многочисленных представительств этнических сообществ, активно проповедующих не только Коран, но и действующее законодательство РФ, правопорядок и религиозную толерантность.
Следовательно, при организации правового просвещения иностранных граждан, общественные организации, занимающиеся проблемами мигрантов, обязаны сотрудничать не только с
образовательными учреждениями и правоохранительными органами, но и с руководством названных выше организаций.
Как видим, участие общественных некоммерческих организаций в профилактике экстремизму и терроризму возможно и должно, поскольку, выражаясь языком «огнеборцев», пожар легче предотвратить, чем его тушить.
Тем более, что обязательность такого участия закреплена в Конституции РФ и в действующем законодательстве РФ, главным из которых является федеральный закон РФ № 114-фз от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» со всеми его последующими изменениями и дополнениями, включая и так называемый, «пакет Яровой».
Однако, как бы тщательно не был проведен анализ причин экстремизма, какими бы не были опытными и бескорыстными активисты общественных организаций, и какая бы база общественного участия в регионе не была, без государственной поддержки организовать профилактику противодействия экстремизму и терроризму очень сложно.
Но государственная поддержка не может быть абстрактной, она должна быть предметной.
А предметность эта возможна только при условии тщательно подготовленного социально-значимого проекта, основанного на многолетнем опыте работы не одной, а нескольких общественных организаций специализирующихся по проблеме защиты прав и оказания помощи мигрантам и переселенцам.
Следуя этой логике, 25 июля текущего года по инициативе Ассоциации «некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр» и Смоленского городского «Центра социальной поддержки женщин», при поддержке Уполномоченного по правам человека Свердловской области был организован круглый стол, который состоялся в одном из залов Детской областной библиотеки города Екатеринбурга.
Участники данного публичного мероприятия, представляющие интересы более трех десятков общественных некоммерческих организаций, научных учреждений, духовного управления мусульман, этнических групп и сообществ, временно и постоянно проживающих и работающих на территории Свердловской области, обсудили возможности, перспективы и механизмы совместного участия в противодействии экстремистской деятельности.
Радует то, что все выступающие подтвердили свое желание консолидировать свое участие в подготовке и реализации программы профилактики экстремизма и терроризма, назвав главными объектами своего внимания: женщин, детей и русский язык.
Председатель Правления СРО ООД «Гражданское достоинство»,
полковник в отставке Олейник Виталий Степанович


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить