Кто должен оплатить перевозку лиц, которым отказано во въезде в государство?

За относительно небольшую историю трудовой миграции из Таджикистана десятки тысяч таджикских мигрантов за нарушения миграционного законодательства были депортированы из России. Соответственно таким лицам въезд в Россию запрещается на пять лет с момента депортации.

Некоторые из депортированных мигрантов меняют имя и фамилию, чтобы опять отправиться в Россию за желаемым заработком не дожидаясь истечения срока. Некоторые не имеют информации, что он на самом деле депортированы и снова отправляются в путь. Но есть и много трудовых мигрантов, которые терпеливо дожидались истечения пяти лет, чтобы снова отправиться на заработки в Россию. Однако по каким-то обстоятельствам их имена не были в установленные сроки исключены из списка лиц, которым въезд в Россию запрещен. Все они встречаются с тем, что при пресечении границы им не разрешат въезд в страну и отправят обратно.

Подобная ситуация произошла с Рустамом, который был обратно возвращен в Таджикистан с Домодедово тем же рейсом, которым он отправился в Россию. Здесь возникает вопрос, а кто будет оплачивать расходы на возвращение таких лиц в страну исхода, в частности авиаперевозку, и должно ли это делать лицо, которое возвращается?


Рустам летел самолетом авиакомпании из Таджикистана, и после того, как он прилетел на родину при пресечении пограничного контроля сотрудник авиакомпании забрал его паспорт и заявил, что паспорт будет у него в качестве залога, пока Рустам не возместит стоимость перевозки. Как оказалось подобных случаев много и по словам представителя авиакомпании у него в «залоге» находятся около двух десятков паспортов.

С одной стороны требования представителя авиакомпании является нормальным, так как пассажир должен платить за перевозку. Но с другой стороны, почему Рустам должен платить, если его против воли посадили в самолет.

В части удержания в залоге паспорта все понятно, прием и передача паспорта в залог, а также изъятие паспорта запрещается законом. Поэтому действия авиакомпании по изъятию паспорта в залог являются противоправными. В Административном Кодексе за это даже предусмотрено наказание.

А вот с оплатой перевозки дело обстоит чуть иначе. По закону перевозка пассажиров и багажа производится на основании договора перевозки, заключаемого между пассажиром и перевозчиком. По договору стороны добровольно берут на себя права и обязанности – перевозчик перевозит пассажира из пункта А в пункт В, а пассажир оплачивает стоимость  перевозки. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется покупкой билета.

В случае с Рустамом заключение договора перевозки, т.е. покупка билета не имело место. Рустам был принудительно (не по своей доброй воле) посажен в самолет со стороны сотрудников пограничного контроля. Отсутствие договора в данном случае означает, что у Рустама не возникло обязательства по оплате стоимости перевозки, т.к. изначально он не взял на себя такое обязательство.

Таким образом, получается, что по законодательству как Таджикистана, так и России авиакомпания не имеет оснований требовать возмещения затрат на перевозку с лиц, которые были посажены в самолет со стороны компетентных государственных органов без заключения договора перевозки, те. приобретения авиабилета. Косвенно это подтверждается также и тем, что хотя паспорт Рустама был изъят более года назад, до сих пор против него или кого-либо другого авиакомпания не подала искового заявления о возмещении расходов.

Однако в подобных случаях интересы авиакомпании защищает Приложение 9 к Конвенции о международной гражданской авиации. В данном документе в частности говориться, что когда какому-либо лицу отказано в праве на въезд и оно вновь передается под ответственность авиакомпании для отправления с территории данного государства, авиакомпания не лишается права взыскать с этого лица все транспортные расходы, связанные с его выдворением. Однако эта норма вступает в противоречие с национальными нормами и возможность ее использования зависит от ратификации страной данного документа, а также профессионализма сотрудников авиакомпаний.

Подготовил Азалхон Алимов аналитический центр ОО «Центр по правам человека» (Республика Таджикистан)

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

-->