Интересные факты

Если корейской девушке сказать, что она неважно выгля­дит, у неё круги под глазами, усталый вид и т.п., она не обидится, а воспримет подобное высказывание в её адрес как комплимент - поскольку в Корее считается, что девушке нужно выглядеть хрупкой и болезнен­ной, чтобы вызывать у мужчины желание защитить её, пригреть.


Кто должен оплатить обратную перевозку лиц, которым отказано во въезде в иностранное государство?

За относительно небольшую историю трудовой миграции из Таджикистана десятки тысяч таджикских мигрантов были депортированы из России за нарушения миграционного законодательства. Соответственно, таким лицам въезд в Россию запрещается, как минимум на пять лет с момента депортации. 

Ситуация кажется вполне ясная и ситуация, как правило, в таких случаях разворачивается следующим образом: а) мигранты дожидаются истечения срока депортации, а потом вновь подаются на заработки; б) мигранты меняют имя и фамилию, и вновь подаются на заработки, не дожидаясь истечения срока депортации. 

В первом случае бывают ситуации, когда по непонятным обстоятельствам имена депортированных лиц не исключаются из базы данных компетентных органов России. В таких случаях мигрант вынужден возвращаться. Однако случается и такое когда мигрантам, по неясным для них причинам – даже в ситуациях когда они не были депортированы или выдворены въезд в Россию не разрешается. При этом органы пограничного контроля России не разъясняют мигрантам причину такого запрета на въезд. Наши граждане в полном недоумении вынуждены возвратиться на Родину. Ситуация для мигранта неожиданная, непонятная и достаточно удручающая. А когда мы стали изучать российское законодательство то оказалось, что согласно законодательству России, в отношении иностранного гражданина, нарушившего миграционное законодательство, даже если в отношении него не составлен административный протокол, и он не привлечен к штрафу или выдворению (!) может быть принято решение о нежелательности его пребывания в России. При этом решение о нежелательности пребывания лица принимается уполномоченными органами без участия самого лица, в отношении которого принимается решение.

Именно такая ситуация произошла с Рустамом (имя изменено), который был без получения объяснений со стороны компетентных органов России был обратно возвращен в Таджикистан с пограничного контроля аэропорта Домодедово. Кстати, случилось это как раз в те дни, когда в СМИ активно обсуждали нашумевший приговор, вынесенный судебными органами Таджикистана в отношении гражданина РФ Садовничего В. 

Итак, Рустама вернули на том же рейсе, на котором он прилетел в Россию. Он утверждает, что он не нарушал законов России ранее, не привлекался ни разу к ответственности, он планировал получить в России в скором времени вид на жительство и эта ситуация просто повергла его в шок. На вопрос, почему ему не разрешен въезд, пограничники сухо ответили «обращайтесь за разъяснением в свое посольство».


Выдержки из ответа пограничной службы ФСБ РФ (от 27.01.2012 за №27\7\3\337) на запрос Центра по правам человека по факту возвращения Рустама. 

Ваше обращение относительно отказа во въезде в Российскую Федерацию рассмотрено в управлении пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России. Сооб-щаем, что въезд на территорию Российской Федерации Вам был не разрешен в соответст-вии с законодательством Российской Федерации на основании решения УФМС России по Оренбургской области.В этой связи для получения информации о причинах и сроках ограни-чения Вашего права на въезд в Российскую Федерацию рекомендуем обращаться в Федераль-ную миграционную службу. Одновременно информируем, что акт о возвращении авиапасса-жира предназначен для уведомления авиакомпании (перевозчика пассажиров) о возврате пас-сажира по обратному маршруту и не является официальным документом, содержащим све-дения о причинах отказа во въезде на территорию Российской Федерации. 

Первый заместитель начальника управления пограничного контроля А.М. Галицын


Здесь теперь остается только гадать – возможно ситуация, в которую попал Рустам, относится к разряду тех случаев. когда компетентные органы РФ приняли решение «о нежелательности пребывания» иностранного гражданина, а может эта ситуация связана с последствиями того самого нашумевшего «дела летчиков». Обратно Рустам летел самолетом таджикской авиакомпании, на которой вылетал в Россию. После прибытия в Таджикистан, при пресечении пограничного контроля сотрудник авиакомпании отобрал паспорт мигранта и заявил, что паспорт остается у авиакомпании в качестве залога, пока Рустам не возместит стоимость перевозки обратно. Как оказалось подобных случаев в последнее время происходило не мало, и по словам представителя авиакомпании у него в «залоге» находилось на тот момент около двух десятков паспортов граждан.

Мы стали изучать внутреннее законодательство, конечно же, действия сотрудников авиакомпании в части удержания паспорта граждан в качестве «залога» являются противоправными. В Кодексе об административных правонарушениях РТ за подобные действия даже предусмотрено наказание, о чем сотрудники авиакомпании были письменно уведомлены, и во многих случаях паспорта мигрантов нам удалось возвратить. А вот ситуация, связанная с тем насколько законны требования авиакомпании оплатить вынужденную перевозку мигрантов, въезд которым был запрещен, не совсем однозначная. 

Согласно установленным правилам перевозки пассажиров и багажа перевозка производится на основании договора перевозки, заключаемого между пассажиром и перевозчиком. По договору стороны добровольно берут на себя права и обязанности – перевозчик перевозит пассажира из пункта «А» в пункт «В», а пассажир оплачивает стоимость перевозки. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется покупкой билета. 

Итак, упомянутая выше добровольность является как раз тем самым ключевым принципом гражданского права, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Принцип свободы договора (т.е. когда стороны добровольно берут на себя права и обязанности) означает, что субъекты права вправе заключать или не заключать договор и самостоятельно решать с кем заключать договор. То есть ситуация, когда гражданина просто сажают в самолет без заключения договора перевозки – как раз говорит о том, что сделка между перевозчиком и пассажиром недействительная. Отсутствие договора перевозки в конкретном случае с Рустамом свидетельствует о том, что у Рустама не возникало обязательства по оплате стоимости перевозки авиакомпании, т.к. изначально он не брал на себя такое обязательство. При желании Рустам может обжаловать требования авиакомпании о возврате суммы за перевозку в суде, ссылаясь на то, что договора о перевозке между ним и компанией не было. 

В тоже время есть такой документ как Приложение № 9 к Конвенции о междуна-родной гражданской авиации. Там указано, что когда какому-либо лицу отказано в праве на въезд и оно вновь передается под ответственность авиакомпании для отправления с территории данного государства, авиакомпания не лишается права взыскать с этого лица все транспортные расходы, связанные с его выдворением. Но возможность такого взы-скания может быть осуществлено только через судебные органы. Таким образом, на вопрос должен ли трудовой мигрант оплачивать свой проезд в случае если он был не допущен на границе иностранного государства и был перевезен обратно на Родину без заключения договора с перевозчиком получаем ответ – нет не должен. Трудовой мигрант при желании может оспорить действия авиакомпании, при этом и авиакомпания может обратиться в суд за взысканием оплаты за перевозку, и только суд может установить истину по таким делам.

Однако даже если суд и решит дело в пользу трудового мигранта проблема не будет решена, так как в такой ситуации оказываются ежегодно сотни тысяч наших мигрантов и по сути авиакомпании действительно несут убытки. В конечном итоге за наших граждан за рубежом должны нести ответственность не авиакомпании, а государство. Учитывая важность миграционных процессов для Таджикистана (например тот факт какой вклад мигранты вносят в экономику страны и то, что они отчасти поддерживают благосостояние страны) нашим компетентным государственным органам необходимо эту проблему очень детально изучить, и ее решение видится не в горизонтальной плоскости (судебное разбирательство гражданина и юридического лица) а на более высоком уровне – межведомственном и межгосударственном. 

Кстати, сейчас местные авиакомпании выдумали еще одну «интересную» практику – сразу после возвращения лица, въезд которому в Россию был запрещен, они требуют от него подписать некий документ. Как правило, мигрантам не объясняют что это за документы, да и многие мигранты так перепуганы, что готовы подписать все что угодно, даже не читая. Потом оказывается, что подписанный документ это обязательство гражданина оплатить стоимость перевозки, при чем подпись свидетельствует о добровольности такого намерения, и пойди потом докажи что ты не знал что подписываешь или что тебя заставили. Видимо суровые рыночные отношения заставляют перевозчиков придумывать такие способы решения проблем.

Подготовил Азалхон Алимов




 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии  

 
+1 #1 r-tem 20.10.2013 03:00
Вот я сижу в аэропорту Домодедово в комнате для депортированных граждан и не понимаю того по какой причине мне и еще 2ум десяткам человек отказали во въезде в рф! Это просто бардак!!!
 

-->