wrapper

В начале июля в городе Казань прошло седьмое заседание российско-таджикской рабочей группы. В течение двух дней члены рабочей группы рассмотрели широкий круг вопросов, связанных с реализацией Соглашения между Правительством России и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан России в Таджикистане и граждан Таджикистана в России.
В частности, обсуждались вопросы реадмиссии, подготовки проекта межправительственного соглашения об организованном наборе граждан Таджикистана для осуществления трудовой деятельности на территории России.

Официально Таджикистан на заседании представляли: Девонаев Сафиало Азизулоевич — начальник Миграционной службы при Правительстве Республики Таджикистан, Насиров Анвар Дурманович — начальник Управления миграционной службы Республики Таджикистан, а также представители НПО. Российскую официальную сторону представляли: Кузнецов Анатолий Евгеньевич — заместитель директора ФМС России, Себелев Виктор Владимирович — руководитель Представительства ФМС России в Республике Таджикистан, Первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Муратов Р.Ф.

С 8 по 10 июля в поселке Шушенское Красноярского края прошел восьмой фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». Это событие уже который год собирает сливки не только российской, но и зарубежной этно и фолк музыки. «Хуун Хуур Ту», Инна Желанная, Пелагея, Джефри Ориема, «Puerto-Muerto», «Иван Купала» - это только малый список именитых гостей «Саянского кольца». Но сколько на сцене в Шушенском за восемь лет выступило уникальных артистов и ансамблей, известных лишь узкому кругу слушателей!

В этом году устроители «Саянского кольца» решили показать публике лауреатов  прошлых фестивалей. Лучшие из лучших этномузыкантов нашей страны, обладатели премии «Золотая Ирия» собрались на одной сцене.

В этот список попал и фольклорный ансамбль из Екатеринбурга «Перезвон» - лауреаты фестиваля «Саянское кольцо» 2010 года.

О России так много говорят и спорят в Таджикистане. Ведь нас связывает не только общая история, но и сегодня в Россию выезжают  на заработки более миллиона таджиков в год. Не секрет, к сожалению, что многие из них подвергаются унижениям и встречают открытую агрессию со стороны местных. Считается, что таджики в России – самые тихие и безответные из мигрантов. Но такая «безответность» взрослых  порой трагически сказывается на судьбах их детей.

Заступница Лена

В Самарской области  произошёл вопиющий случай, русская женщина, мать двоих детей, у всех на глазах избила 10-летнего мальчика таджика, обзывая его «чуркой». Никто из «своих» не вступился, зато из числа «бывших соотечественников» заступилась за мальчика Елена Малышева, настроенная на то, чтобы довести дело до конца, а главное  наказать обидчицу за рукоприкладство и разжиганье межнациональной розни …

Волей судьбы, вот уже пятый год, как Елена живёт и работает в посёлке Рощинский в Самарской области. Говорит, что городок красивый, и такой же зелёный как родной город Душанбе. И люди вроде такие же доброжелательные, как в Таджикистане, терпимые к приезжим, поскольку сам городок – военный, здесь 80% приезжих из всех уголков СНГ. Всегда казалось, что здесь  дружно проживают люди разных национальностей. Особенно много, за последнее время, здесь можно увидеть контрактников из Таджикистана. Их семьи: жены и дети, волей судьбы, тоже здесь.

Правда и мифы о межнациональной нестабильности на Среднем Урале

В знаменитой комедии «Дежа вю» режиссёра Юлиуша Махульского была такая сцена: посланный в советскую Одессу киллер Поллак переоделся белым офицером и в этом обличие ввалился в гостиницу, в которой остановился. При виде «белого офицера» между его соседями – евреем и белорусом – происходит следующий диалог: еврей с ужасом спрашивает: «А погромы будут?» на что белорус отвечает, довольно потирая руки: «Будут, будут!»

Этим же вопросом задаются сейчас некоторые жители Екатеринбурга, проводящие время на популярных в городе форумах и интернет-площадках. При этом, в отличие от комедийных персонажей, речь о погромах ведётся на полном серьёзе. Причина заключается в том, что в течение июня и в начале июля в городе произошло несколько инцидентов, имеющих подтекст межнациональных конфликтов, которые получили широкий общественный резонанс.

«Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич!», - подумала я, глядя на красивых богатырей в русских народных костюмах. Но стоило оглянуться – их тут пруд пруди! А на дворе-то 21 век! В чём же дело, спросите вы. Вывеска у входа в прошлые века гласит: «Вы попали в «Русский мир».

Тема развития этнической культуры русского народа стала активно обсуждаемой и востребованной в последнее время в России. Однако обсуждения обычно либо не заходят за рамки теории, либо практика осуществляется фрагментарно. Межрегиональный форум «Русский мир» - это многокомпонентная экспериментальная площадка по развитию русской этнической культуры во взаимодействии с культурами других народов края и России. Форум организуется на двух уровнях: теоретический (обсуждение проблем на ежегодной научно-практической конференции), практический (организация реального народного праздника для того, чтоб эта тема стала частью общественной жизни).

Когда работы на родине нет, а дома плачут голодные дети, возможные неудобства и опасности трудового мигранта на чужбине кажутся незначительными по сравнению с перспективами. Чего уж говорить - заработать в России можно. Но для этого не стоит приезжать сюда наобум, без денег на обратный билет и существование хотя бы на неделю, и уж точно, не стоит пополнять «армию нелегалов».

«Улов»  Миграционной службы

Овощная база №3 в Кировском районе Самары  работает как оптовый рынок, на котором основная масса продавцов является выходцами из Средней Азии и Кавказа.  Горячие дискуссии вокруг этой базы длятся уже долгое время: местные власти ругают руководство за нелегальных мигрантов, якобы работающих и живущих на базе, конкуренты недовольны низкими ценами, которые устанавливают постоянные арендаторы (прим. автора: цены ниже на 15-20%). Тем временем многие самарские школы, интернаты и лечебные учреждения продолжают закупать овощи и фрукты именно здесь, выгодно, что не говори… «Улов»  Миграционной службы тоже всегда есть. Последняя из проверок, проходившая в конце мая совместно с сотрудниками служб милиции общественной безопасности и криминальной милиции ГУ МВД России по Самарской области, под кодовым названием «Нелегал 2011», выявила  многочисленные нарушения. У  413 граждан, находящихся и работающих в тот момент на территории базы, были проверены документы, среди них после проведения проверок  по оперативным учетам выявлено 160 нарушителей миграционного законодательства. Остальные лица находились на территории базы законно. Это были либо иностранные граждане, имеющие при себе разрешительные документы, либо граждане РФ, являющиеся этническими выходцами из стран Закавказья и Центральной  Азии.

Не зря журналистов называют акулами пера. Акула, как известно, рыба опасная, с большими и острыми зубами. С одной стороны, СМИ в таком образе служат отличной защитой для народа  от нападений недостоверных фактов, с другой стороны, акулы могут легко ранить беззащитных перед ними людей. Особенно остро это чувствуется, когда приходится писать на не менее острые темы, одной из которых в наше время является тема национальных меньшинств.

С 14 по 16 июня по инициативе Межнационального информационного центра, в рамках проекта «Со-действие: развитие сотрудничества национальных общественных объединений и СМИ Свердловской области» прошел семинар «Материалы на этническую тему: специфика подготовки и ответственность СМИ», где приняли участие журналисты города и области.

Для одних весна – это время любви, для других - это время, когда вырастают крылья и хочется взлететь высоко-высоко в небо и наблюдать за миром, а для трудовых мигрантов это самая пора сезонных работ в России. Самый пик приезда трудовых мигрантов из Центральной Азии в Самару и Самарскую область приходится на март - апрель – ведь, большинство из них, приезжают на сезонные работы. В УФМС по Самарской области отмечают, что  приток мигрантов в этот регион России, традиционно самый многочисленный с апреля по октябрь, в это время проще найти работу. В сельских районах они трудятся чаще всего на полях или в теплицах, в областном центре – работают грузчиками, уборщиками, продавцами на рынках, на различных сезонных ярмарках, на крупных строительных объектах.

«Почаевничаем?» - такой вопрос мы, россияне, часто задаем своим гостям. За чашкой чая мы обсуждаем политические и семейные проблемы, плачем и смеемся, ни одни наши домашние посиделки не обходятся без этого напитка. Но для нас чай – это всего лишь повод для беседы, некий атрибут. В Китае же к этому ритуалу совсем иное отношение. В этом действе отражены многие эстетические принципы народа, его философские мировоззрения. Об особенностях китайского чайного искусства я беседовала с Александром Шу и Борисом Саптаковым, сотрудниками Клуба Чайной Культуры «Ча-И», созданного на базе «Школы Конфуция» РГППУ.

Девять детей, живущих с родителями, одиннадцать – вышедших во взрослую жизнь, шесть бабушек и два дедушки – и все они в одном доме! Едва ли каждый встречный родитель может похвастаться таким количеством родственников. А Раушания Маликовна и Захид Постамыевич Имайкины - могут! Эти чудесные люди живут в небольшом селе в Пермском крае.

Началось всё в далеком 91 году, когда Имайкины взяли первого ребенка.

«На тот момент у нас уже было две кровных дочери. Врачи сказали мне, что я больше не смогу иметь детей. А у первого нашего приёмного сына, Айдара, на тот момент погибли родители. Родственники его сказали, что сёстрами его займутся сами, а Айдара отдали на воспитание нам. А спустя два года я, вопреки диагнозу медиков, сама родила сына», - рассказывает Раушания Маликовна.

Так, к 1995 году в семье Имайкиных стало четверо детей. Но потом в их жизни появляется отдел опеки, предложивший открыть семейный детский дом.