В России довольно интересно быть нерусским…

Валерий Амиров, доцент кафедры периодической печати УрФУ, кандидат филологических наук, лауреат творческих премий Союза журналистов СССР и РФ


– На сегодняшний день в России, на основании данных Всероссийской переписи населения 2010 года, проживают 137 227 107 человек – представителей 195 национальностей (включая группу «другие», которая составляет 0,05 % от общего числа жителей России), а также 5 629 429 человек, не указавших свою национальную принадлежность. Верхние строчки «национального ТОП-36» (этнические общности, численность которых превышает десятую долю процента) выглядят так:

Русские 80,9% Татары 3,87% Украинцы 1,4% Башкиры 1,15% Чуваши 1,05% Чеченцы 1,04% Армяне 0,86% Аварцы 0,66% Мордва 0,54% Казахи 0,47% Азербайджанцы 0,44% Даргинцы 0,43% Марийцы 0,40% Удмурты 0,40% Осетины 0,39% Белорусы 0,38% Кабардинцы 0,38% Кумыки 0,37% Лезгины 0,35% Якуты 0,35% Буряты 0,34% Ингуши 0,32% Немцы 0,29% Узбеки 0,21% Тувинцы 0,19% Коми 0,17% Карачаевцы 0,16% Таджики 0,15% Цыгане 0,15% Калмыки 0,13% Лакцы 0,13% Евреи 0,11% Грузины 0,11% Корейцы 0,11% Молдаване 0,11% Табасараны 0,11%.

К какой национальности Вы относите себя? И как это проявляется в условиях современного общества?

 Мне не очень нравится введенное Вами понятие «национальный ТОП», поскольку, как известно, нет малых народов, а есть малочисленные. Вот мой народ – таты, как раз малочисленный и следует в представленном списке сразу или почти сразу за лакцами и табасаранами, с которыми живут бок о бок в самой многонациональной республике России – Дагестане. В Большой Советской Энциклопедии численность этого персоязычного народа определялась примерно в 35 тысяч человек. Но таты живут еще в большом количестве еще и в Азербайджане, где обладают статусом коренного народа, и в Армении. До трагических чеченских событий крупная диаспора проживала в Грозном, сейчас несколько тысяч человек живут на Ставрополье, заметны в Москве. Так что неофициально говорят о 50-55 тысячах. Точнее определить трудно – много межнациональных браков, и люди, рожденные в них, могут определиться со своей этничностью самостоятельно.

Вообще, таты считаются типичными представителями так называемой группы народов Дагестана. В знаменитой книге великого дагестанца Расула Гамзатова есть легенда о языках и этносах. Согласно ей, бог летал в облаках над миром и раздавал языки. Всем вроде бы раздал, но в хурджине осталось еще несколько десятков. Дело было к ночи, холодно, пора было полет заканчивать. И тогда бог высыпал оставшиеся языки над какими-то горами. Ветер перемешал их и бросил на маленький клочок горной земли. Так образовались народы Дагестана.

Моя мама из древнейшего и самого южного города России – Дербента, отец ведет свой род из горного селения, но родился в Махачкале. По жизни малочисленность моего народа часто шутила надо мной. В документах все время стремились записать не татом, а татарином. Я не обижался, все люди – братья. А потом документальная фиксация национальности ушла в прошлое. Теперь наша этничность – дело каждого из нас.


 Возвращаясь к статистике: с одной стороны данная информация демонстрирует существенное преобладание русских, с другой наличие многочисленных национальностей (малочисленных по количеству представителей), с высоким уровнем национального самосознания. Все мы живем в одной стране и, представляется, что должны иметь на базовом уровне, некое понимание (знание) о полиэтничном составе нашей страны (и об этничных группах в отдельности) - так ли это?

 Здесь сразу два вопроса. Сначала о национальном сознании. У меня с этим не очень сильно – меня, как и многих махачкалинских детей, воспитывали на русской литературе, в советской культуре. Дагестанская литература преподавалась факультативно, хотя я и сегодня помню наизусть стихи аварца Махмуда из Кахаб-Росо и лезгина Етима Эмина.

Мама зачитывалась русскими классиками, отец тоже как-то не разделял себя ни с советской государственностью, ни с российским культурным пространством. Имя мне, как рассказывали в семье, было выбрано исходя из этой ориентированности.

Мое, скорее российское понимание жизни дополнило обучение в высшем военном училище и последующая четвертьвековая служба в армии – там этничность не слишком поощрялась, поскольку офицеры – это одно сообщество, про национальности обычно не спрашивают, а если и спрашивают, то на этом не зацикливаются. И воюют, и выпивают вместе. И едят из одного котелка и спят на учениях под одной шинелью.

Теперь о полиэтничности. Для любого нормального человека понятно, что Россия – полиэтничной была, полиэтничной и останется. Как писал Солженицын «нации России – краски России». Это никогда не мешало людям и жить, и вместе защищаться от врагов. Так что я в какой-то национальный раздрай в России не верю – нет такой традиции, в истории не было ни одного серьезного межнационального конфликта. Определенную угрозу, в этом смысле, представляет массовая миграция в Россию народов, имеющих некую иную, чем у россиян ментальность, более ортодоксальную, чем у россиян религиозность, иную систему нравственных ориентиров. Существует определенная опасность того, что эти люди, приходящие крупными численными группами, не впишутся в сложившиеся отношения и создадут дисбаланс. Впрочем, русским во все времена удавалось ассимилировать все народы, приходившие на эту землю. Будем надеяться на хороший исход.

Здесь есть разное видение перспектив. У меня оно «евразийское»: Россия – для россиян, а русские с мощью их истории и культуры – стержень и становой хребет страны. Они сплачивали и будут сплачивать вокруг себя другие народы, уважая их интересы, но оставаясь лидирующей силой.


 Как Вы считаете - насколько СМИ профессионально освещают "национальный вопрос", в том числе в части изживания разного рода стереотипов и заблуждений?

 СМИ – это очень широкое понятие. Есть качественные СМИ, они освещают национальную проблематику в общем и целом адекватно, есть таблоиды – от них ждать адекватности в этом вопросе не приходится, есть националистические, вроде «Спутника и погрома» - у них вообще нет задачи освещать национальную тему равновесно и адекватно.

Надо понимать, что «стереотипизация» и «заблуждения» - это часть любого из нас. Журналисты в этом смысле – не исключение. И никогда не будет такого, чтобы публикации были стерильными и выверенными до буквы. Да и нужно ли это? Необходимы здравый смысл и четкое понимание того, что люди должны понимать друг друга и искать балансы.

Но я не «шарли». Я против излишней, вредящей четкому пониманию проблем толерантности и за то, чтобы вещи назывались своими именами. И всегда буду поддерживать журналистов, которые четко и внятно говорят о том, например, что большинство растительных наркотиков идут из Таджикистана, а розничная торговля изрядно завязана на криминальные круги, где часто просматриваются цыганские кланы. Это, с моей точки зрения, не национализм – это честность. Есть кавказская преступность, есть узбекская и киргизская проституция и так далее…

Вы совершенно правильно ставите вопрос – профессиональное освещение. Профессиональное – это не по известному коту Леопольду, который призывал всех ребят жить дружно. Профессиональное – значит, умное, грамотное и непредвзятое.


 Сталкивались ли Вы с тем, что называется «дискриминация по национальному признаку»? И как Вы лично оцениваете это явление?

 Скажем так, я ощущал на свой счет дискриминационные настроения и знаю, что в ряде случаев именно они стали причиной принятия не самых лучших для меня решений. Вместе с тем часто было и обратное – именно потому, что я не русский, меня жалели, помогали и старались поддержать. В России очень много добрых и сердечных людей, которые плевать хотели на то, какого цвета у тебя глаза. Как всякий военный я много ездил и меня много раз подбирали совершенно незнакомые люди, кормили, давали ночлег, не спрашивая о моем происхождении. Меня учили и лечили грузины, евреи, русские, украинцы, татары, люди других народов, и я это всегда буду помнить.

Это интересная тема – россиянин нерусского происхождения. Я нахожу в ней больше положительного, чем отрицательного. Интересно и даже иногда, как говорят, прикольно. Но только в одном случае, если ты вписан в русское культурное пространство, говоришь по-русски не хуже русских, полностью в русском дискурсе и не уступаешь ни в одном профессиональном элементе. Тогда тебя будут уважать, находя в знакомстве с тобой еще и нотку экзотики, тебя не будут считать не своим.


 Религия и национальность. Эти два понятия, несмотря на то, что напрямую никак не связаны, всегда идут рядом, как в науке, так и в общественном сознании: все татары (чеченцы, таджики, узбеки..) мусульмане, все евреи иудеи и так далее… Для Вас эти понятия совместимы?

 Это тема на большую книгу. Наверное, взаимосвязь есть, поскольку религия – это цивилизационное понятие. Но, как мы знаем, далеко не все татары – мусульмане, среди татар есть и много православных, есть и иудеи. Что не мешает татарам разных конфессий чувствовать себя татарами. Это же можно сказать об упомянутых Вами евреях – есть много православных евреев и евреев-католиков.

Очень многие люди самой разной крови сегодня не исповедуют никакой религии, что не мешает им помнить о своей этничности. Я уже не говорю о моде в нашей стране на буддизм, с которым соотносят себя представители многих народов.

Сегодня многие люди заявляют о своем атеизме, право на который, кстати, гарантируется Конституцией, агностицизме, деизме. У меня, например, скорее деистическое понимание религии, я принципиально не религиозен, хотя с интересом читаю как Библию, так и Коран, перелистываю хадисы.

Мне трудно рассуждать о сложнейших конструкциях взаимодействия в сознании человека этничного и религиозного. Каждый тут выбирает сам. И в любом случае, выбор нужно уважать.

Я родился в республике, где только коренных языков больше 30. В моем классе учились мальчики и девочки 18 национальностей. Но мы, при всей различности, всегда ощущали себя чем-то единым. Это говорит о том, что не кровь и не религия имеют решающее слово в нашем сложном мире. А что-то посильнее. Вот об этом «посильнее» нам и нужно все время думать…



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

-->