Ольга Ивандаева, руководитель литературной части Театра драмы и этнической музыки «Читiген»: «Через познание своей самобытной культуры современный человек может понять и принять общечеловеческие ценности»


- К какой национальности Вы относите себя? И как это проявляется в условиях современного общества?

- Я хакаска, являюсь представителем коренного народа, так называемого титульного этноса Республики Хакасия.

Живу в республике, где коренная народность составляет примерно 11 % от общего числа населения, большая часть хакасов рассредоточена в определенных районах республики, где уровень жизни отстает от городского. 

В высших кругах власти, в министерствах, административных отделах города в основном русские не заинтересованные в продвижении титульного этноса. 

Можно отметить, что в последнее время активизировались федеральные и республиканские программы по сохранению и развитию хакасского языка, но, несмотря на это, проблемы сохраняются. В хакасских семьях все меньше говорят на родном языке. 

Видя все это, активные и инициативные хакасские деятели создают движения по сохранению и продвижению хакасских традиций, открывают группы по изучению языка для детей и всех заинтересованных и мн.др.


Все мы живем в одной стране и, представляется, что должны иметь на базовом уровне, некое понимание (знание) о полиэтничном составе нашей страны (и об этничных группах в отдельности) - так ли это?

Да, безусловно, такое понимание необходимо для каждого человека, живущего в современном обществе. Через познание своей самобытной культуры и уважение к другой культуре современный человек может понять и принять общечеловеческие ценности и культурные традиции.


Как Вы считаете - насколько СМИ профессионально освещают "национальный вопрос", в том числе в части изживания разного рода стереотипов и заблуждений?

Освещение в СМИ «национального вопроса» требует очень продуманного и тщательного подхода, тонкой и умной стратегии, чего не наблюдается ни в местных, ни общероссийских СМИ. Зачастую журналисты сами в плену стереотипов, клише и поверхностного подхода, они допускают неосторожные и некорректные высказывания, провоцирующие у зрителей и читателей недовольства. 

Но в последнее время, в связи с усилением закона о противодействии экстремистской деятельности «национальный вопрос» обходится стороной, и замалчиваются многие проблемы этнических взаимоотношений. 


Сталкивались ли Вы с тем, что называется «дискриминация по национальному признаку»? И как Вы лично оцениваете это явление?

Да, сталкивалась, особенно в детстве. В детских учреждениях это явно выражено, хотя и кажется незаметным, не так важным для педагогов. По мере взросления дискриминация переходит в скрытую фазу, явные открытые проявления наблюдаются в ситуациях, когда дискриминируемый зависим и стоит на более низкой социальной ступени.

Однозначно, это негативное явление, оно влияет на многие внутренние структуры личности, его мировоззрение, отношения с окружающими людьми. Самое главное - искажается видение мира, теряется полнота бытия.


Религия и национальность. Эти два понятия, несмотря на то, что напрямую никак не связаны, всегда идут рядом, как в науке, так и в общественном сознании: все татары (чеченцы, таджики, узбеки..) мусульмане, все евреи иудеи (или еврей=иудей), и так далее… Для Вас эти понятия совместимы?

Для меня это совершенно отдельные понятия. В древности хакасы придерживались одной религии - тенгрианство. Потом была насильственная христианизация. 

Соседство с буддийски настроенной Тывой также повлияло на мировоззрение хакасов. Мусульмански настроенными приезжали некоторые мужчины-хакасы из регионов Средней Азии.

Также большое влияние оказали браки хакасов с представителями разных этносов. 

Я работаю в учреждении культуры и мои коллеги-хакасы представители разных религиозных приверженностей. У нас нет воинствующих адептов какой-либо агрессивно настроенной религиозной партии. Мы уважаем выбор друг друга – у нас не бывает конфликтов на этой почве.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

-->