Александр Торохов, вице-президент ФНКА российских цыган: «Распространение информации об этносе, его культуре и традициях необходимо, однако это не должно носить навязчивый и обязательный характер»


Какой Вы национальности? И как это проявляется в условиях современного общества?

Я принадлежу ко второму по численности в России субэтносу цыган – русские цыгане. Современное общество, также как и цыганская община России далеко не однородны. Особенность существования цыганского этноса заключается в том, что являясь одним из наиболее многочисленных, не титульных народов России, он не имеет своей государственной организации в мире, а потому нет официальных представительств, которые могли бы представлять интересы этого народа. Это, в свою очередь, влияет на отношение к цыганским общинам по всей России, так как народ по своим антропологическим, культурным, языковым признакам, а также из-за компактного способа проживания выделяется на общем фоне других национальностей. Представители цыганской общины сохраняют свою идентичность на протяжении многих веков, не смотря на отсутствие собственных государственных институтов и территорий, не растворяясь и не ассимилируясь даже в условиях оседлости. Современный мир меняется, и становится более требовательным к каждому человеку, в первую очередь это касается образования и приобретенных навыков, профессий, умений. Цыгане, из-за консервативности своей культуры, стремления сохранить традиционные принципы выстраивания взаимоотношений как внутри общины, так и с внешним миром, очень медленно адаптируются к новым меняющимся условиям. Конечно, сейчас много молодежи, которая получает образование, и новые профессии, и для этого нужно было пройти долгий путь сопротивления стереотипам и инертности мышления старшего поколения, которое не имело опыта получения образования. Однако, получив высшее образование, цыганская молодежь зачастую сталкивается с проблемами трудоустройства. Работодатели часто отказывают им под разными предлогами, не указывая напрямой причины - их национальной принадлежности. Виной этому являются стереотипы, укоренившиеся в обществе, которые формировались на протяжении многих лет с помощью СМИ, однобоко освещающих жизнь общины, в основном с криминальной точки зрения. 

Если говорить лично обо мне, то могу лишь сказать, что мне часто приходится скрывать свою истинную национальность, при решении каких либо жизненных задач. Например, если мне нужно снять жилье, на вопрос хозяев о моей национальности я обычно уклончиво отвечаю, что в моей крови много разных национальностей. Но были случаи, когда я называл себя цыганом, и тогда реакция становилась однозначно негативной, и решение вопроса становилось не в мою пользу. Было не приятно, и хотелось высказать в лицо этому человеку о его ксенофобских взглядах, но это ничего не меняло, люди не меняют своих взглядов в одночасье. Справедливости ради, необходимо отметить, что далеко не все россияне подвержены этим стереотипам, и есть много людей, которые говорят: «какая разница какой Вы национальности, главное, какой Вы человек». В основном так рассуждают люди старшего поколения, воспитанные на советских принципах интернационализма, хотя и среди молодежи сегодня можно встретить не мало толерантных и гуманитарно образованных людей.


Все мы живем в одной стране и, представляется, должны иметь на базовом уровне, некое понимание (знание) о нашей многоэтничности (и об этничностях в отдельности) так ли это? И как Вы относитесь и как видите «распространение информации» о вашей национальности, в том числе в части изживания разного рода стереотипов и заблуждений?

Знание культур народов, живущих с нами по соседству, это одно из базовых коммуникативных свойств личности, поэтому, представление о многонациональности нашей Родины нужно формировать в начальной школе. И как говорят детские психологи, главное успеть сформировать представления о мире, о людях и месте человека и его национальной принадлежности в самом раннем детстве, до 9-ти лет, именно в этом возрасте человек окончательно формирует свои взгляды, базовые представления и мнения.

Распространение информации об этносе его культуре и традициях, в виде познавательных программ, или печатных изданий, конечно необходимо, однако это не должно носить навязчивый и обязательный характер. События в жизни общины должны быть интересны обществу, люди, их деятельность, их достижения, поступки мысли, стремления должны быть облачены в привлекательную форму с помощью медийных средств, а не просто подаваться в качестве констатации фактов. На мой взгляд, в отношении цыган сегодня главное объявление моратория на криминальные сводки с участием цыганского криминалитета, общество должно отдохнуть от негативного давления. Все мы знаем, что разрушить или нанести рану, можно за один раз, а вот лечение, восстановление и реабилитация могут занять долгие годы, и не факт, что излечение наступит.


Сталкивались ли Вы с тем, что называется «дискриминация по национальному признаку»? И как Вы лично оцениваете это явление?

Дискриминация, это очень сильное, и болезненное явление, проявление которого в любом обществе и в отношении кого бы то ни было  должно вызывать незамедлительную реакцию, как со стороны любой зрелой, уважающей себя личности, так и со стороны здоровых общественных сил. Лично я в своей жизни не раз сталкивался с подобным избирательным подходом по национальному признаку, но это были единичные случаи, в которых я не признавал своей роли жертвы, и практически во всех случаях выстраивал стратегию сопротивления и добивался признания равных прав. 

Дискриминация по национальному признаку это одно из проявлений зла и несправедливости в мире. Когда причина неравенства не зависит от личности, от его способностей, и кроется в его принадлежности к той или иной нации, и люди которые готовы осуждать и применять свою власть против других людей лишь по этому признаку – это ограниченные, слабые люди, и мне, по большому счету,  их просто жаль.


Религия и национальность.  Эти два понятия, несмотря на то, что напрямую никак не связаны, всегда идут рядом, как в науке, так и в общественном сознании: все евреи иудеи (или еврей=иудей), все татары (чеченцы, таджики, узбеки..) мусульмане и так далее… Как Вы в совей жизни совмещаете эти понятия?

Для меня вопрос религии – это в большинстве случаев вопрос выбора, я не имею ввиду младенческий возраст, когда наши родители принимают решение за нас, я говорю об осознанном выборе. Вопрос национальности – это данность, где у нас нет никакого выбора, наши антропологические признаки – цвет и разрез глаз, цвет кожи, форма черепа, остаются с нами на всю жизнь и мы не в состоянии это изменить.

Исходя из этих двух посылок, могу сказать, что для меня лично религиозное чувство и принадлежность к той или иной конфессии не обязательно должны совпадать. Взрослея, развиваясь и изучая аспекты развития мировых религий, каждый человек делает для себя свой личный выбор пути к Богу, и это сугубо интимная область, и личное дело каждого. 

Для меня православие, является универсальным и широким путем, я получил крещение в раннем детстве, за что благодарен своим родителям, и хочу заметить, что большинство цыган глубоко верующие люди, соблюдающие всю обрядовую сторону православной религии. Более того, многие цыгане отождествляют церковные праздники, такие как пасха, рождество, троица, как свои этнические праздники, порой не проводя никакой разделительной черты между национальным и религиозным.


Считаете ли Вы себя принадлежащим к русскому народу (или русским)?

Я безусловно русский человек, как и большинство русских цыган, мои мысли, мои поступки, мое чувство патриотизма неотличимо от русской ментальности, и я горжусь этим, так как русский народ, наверное единственный в мире, который настолько органично сочетает в себе эту многонациональность, не теряя при этом своей целостности и уникальности.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

-->