Все грани толерантности


Все грани толерантности
Почему всё чаще понятие «толерантность» употребляют в негативном значении?
Около месяца назад – 16 ноября весь мир отмечал День толерантности - International Day for Tolerance. Этот праздник был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО в 1995 году.
В научный оборот термин «толерантность» был введен гораздо раньше - в XVIII веке. Предтечами толерантности иногда называют Джона Локка с его "Опытом о веротерпимости" и  Льва  Толстого с его философией ненасилия и даже христианскую заповедь "Не убий".
Так, в России понятие «толерантность»  стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века. Но в 30-ых годах прошлого столетия термин (что вполне естественно)  исчез из политической лексики, аж,  до 1990 года.
Сейчас говорят о самых разных сферах, где употребляется термин «толерантность»: политология, социология, образование, межэтнические отношения и даже медицина.
С медициной особая история.  В фармакологии толерантность – это снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, в иммунологии – состояние организма, при котором он не способен вырабатывать антитела, в трансплантологии – неспособность организма отличать чужеродные органы. Одним словом, толерантность в медицине – это  привыкание организма.
Так, может, и в жизни толерантность – всего лишь привыкание к сложившейся ситуации, к каким-либо новым явлением и нежелание  их воспринимать, а тем более бороться. Тут нужно помнить, что в медицине полная толерантность – смерть. А в жизни также?
Толерантность или терпимость?
Терпимость – терпение, пожалуй, одно и то же. Недаром психологи говорят, что держать в себе негативные эмоции не стоит, а то в однажды они вырвутся наружу, но уже совсем в другом масштабе.
Между тем, во многих культурах толерантность является синонимом терпимости. Да, и все словари  XX века однозначно указывают на прямое толкование толерантности как терпимости.
У В.И. Даля терпимость – это способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. В некоторых источниках терпимость – это пассивное поведение в восприятии окружающей реальности: что-то вроде христианского – подставь в ответ вторую щеку.
Споры вокруг этих двух понятий идут уже достаточно давно, поэтому приведем цитату по этому поводу омбудсмена Пермского края Татьяны Марголиной, которая разграничивает эти понятия: «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно».
А вот  классификация, которой пользуются психологи, разделяя толерантность на три вида: естественную, моральную и нравственную.
«Естественная»  появляется ещё в детстве. Это как бы первый уровень толерантности – ребенок не знает, что хорошо, а что плохо – он интересуется всем, что видит.
Второй уровень – это «моральная» толерантность. Ей свойственно как раз терпение – принятие или непринятие человеком действительности происходит сугубо внутри него, внешне он этих чувств не покажет.
Третий же уровень – «нравственная» толерантность. Это принятие, доверие, которое искренне  происходит внутри человека, и которое он готов показать окружающим.
Но все ли, кто употребляют этот термин, вкладывают в него именно это значение «высшей толерантности»?
Толерантность или безразличие?
Бытует мнение, что толерантность зачастую граничит с безразличием. Тот, кто говорит, что он толерантен – на самом деле,  проблемы не знает, а, главное –  сам находится в стороне. Это что-то вроде нравственного нигилизма – полная индифферентность, казалась бы, к объективным ценностям.
Хотят, к примеру, в вашем городе разрешить гей-парад – «Ну, пожалуйста.  Сам я туда не пойду, о плюсах и минусах этого явления задумываться мне некогда, но я толерантен – пусть проводят».
Английский христианский мыслитель журналист и писатель Гилберт Честертон сказал, что «толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят». Так стоит ли нам сегодня сломя голову бежать за Европой в поисках безграничной толерантности, в то время  как наши власти изо всех сил пытаются привлечь  внимание россиян к национальной идее – к ценностям, которые люди в нашей стране охраняли веками?
Крайние точки толерантности
Шарль Морис де Талейран-Перигор – французский политик и дипломат. Его имя «Талейран» стало нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности. Этот человек сумел занимать пост министра иностранных дел, аж, при трёх режимах, начиная с Директории и кончая правительством Луи-Филиппа. Талейран был мастером политической интриги – умел прогибаться под любую власть. Так может быть толерантность – это всего лишь умение приспособиться бесконфликтным путем?
Но есть и другая крайность. Ведь толерантность сегодня рассматривают ещё и как способ манипулирования людьми. Каким образом это действует? Да не так уж сложно – возьмем пример с мигрантами. Нас призывают относиться к этим людям как можно спокойнее, нивелируют негативные моменты, связанные с миграцией. В то время как сами мигранты оказываются заложниками этой ситуации - они практически бесплатная рабочая сила, за счет которой обогащаются тысячи кошельков в нашей стране. Так нужно ли в таком случае об этой проблеме молчать?
Молодое поколение уже не с таким энтузиазмом сегодня реагирует на слово «толерантность».  Потому что приелось. Это слово в газетах и журналах, о нем все чаще говорят политики с экранов телевизоров, во многих  университетах есть курс под названием «Толерантность».  Но от этого скорее происходит отторжение, да и можно ли толерантности научить?
А есть и такое понятие как «агрессивная толерантность». Это, по сути, либерализм, доведенный до крайней точки. Человек признает все разнообразие, что есть вокруг, абсолютно забывая о себе, становясь этаким «либеральным рабом». При этом человеку кажется, что он достиг высшей формы толерантности, но не получится ли так, что случайно он проснется уже не в своем государстве, вокруг будут только однополые браки, его рабочее место займут те, кому «больше надо», а он потеряет себя как личность?
Все это крайние формы, но не пора ли уже сегодня задуматься о подмене понятий и истинных ценностях…
В финале приведем толкование термина  из социологии, которое на наш взгляд наиболее точно отражает суть «толерантности» в идеальном варианте –«это уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям».
Но выбор остается за каждым из нас…

Почему всё чаще понятие «толерантность» употребляют в негативном значении?

В научный оборот термин «толерантность» был введен в XVIII веке. Предтечами толерантности иногда называют Джона Локка с его "Опытом о веротерпимости" и  Льва  Толстого с его философией ненасилия и даже христианскую заповедь "Не убий". 

Так, в России понятие «толерантность»  стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века. Но в 30-ых годах прошлого столетия термин (что вполне естественно)  исчез из политической лексики, аж,  до 1990 года.

Сейчас говорят о самых разных сферах, где употребляется термин «толерантность»: политология, социология, образование, межэтнические отношения и даже медицина. 

С медициной особая история.  В фармакологии толерантность – это снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, в иммунологии – состояние организма, при котором он не способен вырабатывать антитела, в трансплантологии – неспособность организма отличать чужеродные органы. Одним словом, толерантность в медицине – это  привыкание организма.

Так, может, и в жизни толерантность – всего лишь привыкание к сложившейся ситуации, к каким-либо новым явлением и нежелание  их воспринимать, а тем более бороться. Тут нужно помнить, что в медицине полная толерантность – смерть. А в жизни также?

Толерантность или терпимость?

Терпимость – терпение, пожалуй, одно и то же. Недаром психологи говорят, что держать в себе негативные эмоции не стоит, а то в однажды они вырвутся наружу, но уже совсем в другом масштабе.

Между тем, во многих культурах толерантность является синонимом терпимости. Да, и все словари  XX века однозначно указывают на прямое толкование толерантности как терпимости. 

У В.И. Даля терпимость – это способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. В некоторых источниках терпимость – это пассивное поведение в восприятии окружающей реальности: что-то вроде христианского – подставь в ответ вторую щеку. 

Споры вокруг этих двух понятий идут уже достаточно давно, поэтому приведем цитату по этому поводу омбудсмена Пермского края Татьяны Марголиной, которая разграничивает эти понятия: «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно».

А вот  классификация, которой пользуются психологи, разделяя толерантность на три вида: естественную, моральную и нравственную.

«Естественная»  появляется ещё в детстве. Это как бы первый уровень толерантности – ребенок не знает, что хорошо, а что плохо – он интересуется всем, что видит.

Второй уровень – это «моральная» толерантность. Ей свойственно как раз терпение – принятие или непринятие человеком действительности происходит сугубо внутри него, внешне он этих чувств не покажет.

Третий же уровень – «нравственная» толерантность. Это принятие, доверие, которое искренне  происходит внутри человека, и которое он готов показать окружающим.

Но все ли, кто употребляют этот термин, вкладывают в него именно это значение «высшей толерантности»?

Толерантность или безразличие?

Бытует мнение, что толерантность зачастую граничит с безразличием. Тот, кто говорит, что он толерантен – на самом деле,  проблемы не знает, а, главное –  сам находится в стороне. Это что-то вроде нравственного нигилизма – полная индифферентность, казалась бы, к объективным ценностям. 

Хотят, к примеру, в вашем городе разрешить гей-парад – «Ну, пожалуйста.  Сам я туда не пойду, о плюсах и минусах этого явления задумываться мне некогда, но я толерантен – пусть проводят».

Английский христианский мыслитель журналист и писатель Гилберт Честертон сказал, что «толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят». Так стоит ли нам сегодня сломя голову бежать за Европой в поисках безграничной толерантности, в то время  как наши власти изо всех сил пытаются привлечь  внимание россиян к национальной идее – к ценностям, которые люди в нашей стране охраняли веками?

Крайние точки толерантности

Шарль Морис де Талейран-Перигор – французский политик и дипломат. Его имя «Талейран» стало нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности. Этот человек сумел занимать пост министра иностранных дел, аж, при трёх режимах, начиная с Директории и кончая правительством Луи-Филиппа. Талейран был мастером политической интриги – умел прогибаться под любую власть. Так может быть толерантность – это всего лишь умение приспособиться бесконфликтным путем?

Но есть и другая крайность. Ведь толерантность сегодня рассматривают ещё и как способ манипулирования людьми. Каким образом это действует? Да не так уж сложно – возьмем пример с мигрантами. Нас призывают относиться к этим людям как можно спокойнее, нивелируют негативные моменты, связанные с миграцией. В то время как сами мигранты оказываются заложниками этой ситуации - они практически бесплатная рабочая сила, за счет которой обогащаются тысячи кошельков в нашей стране. Так нужно ли в таком случае об этой проблеме молчать?

Молодое поколение уже не с таким энтузиазмом сегодня реагирует на слово «толерантность».  Потому что приелось. Это слово в газетах и журналах, о нем все чаще говорят политики с экранов телевизоров, во многих  университетах есть курс под названием «Толерантность».  Но от этого скорее происходит отторжение, да и можно ли толерантности научить?  

А есть и такое понятие как «агрессивная толерантность». Это, по сути, либерализм, доведенный до крайней точки. Человек признает все разнообразие, что есть вокруг, абсолютно забывая о себе, становясь этаким «либеральным рабом». При этом человеку кажется, что он достиг высшей формы толерантности, но не получится ли так, что случайно он проснется уже не в своем государстве, вокруг будут только однополые браки, его рабочее место займут те, кому «больше надо», а он потеряет себя как личность?

Все это крайние формы, но не пора ли уже сегодня задуматься о подмене понятий и истинных ценностях…

В финале приведем толкование термина  из социологии, которое на наш взгляд наиболее точно отражает суть «толерантности» в идеальном варианте –«это уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям».

Но выбор остается за каждым из нас…