wrapper

Подготовила Ирина Умарова

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об усилении мер по противодействию незаконной миграции, который в том числе предусматривает ответственность для должностных лиц. Документ опубликован на официальном сайте Президента России

Инициатива была внесена в нижнюю палату Московской городской думой осенью прошлого года. Проектом предлагается дополнить 2 часть статьи 322.1 ("Организация незаконной миграции") УК РФ новым квалифицирующим признаком – совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения. Закон принят Госдумой 15 октября и одобрен Советом Федерации 23 октября 2019 года.

Согласно данному закону, статья Уголовного кодекса РФ об организации незаконной миграции теперь дополняется новым пунктом. Он предусматривает повышенную ответственность за организацию незаконного въезда в страну иностранных граждан или лиц без гражданства, а также их незаконного пребывания на территории РФ и незаконного транзитного проезда, в случае, если такое деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения. Если такое преступление совершило должностное лицо, злоупотребив  своими полномочиями, то это будет грозить ему лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей.

Сложности решения проблемы

Борьба с нелегальным пребыванием трудовых мигрантов ведется постоянно, но на практике взамен каждого депортированного иностранца приезжает еще несколько. Проблема заключается и в том, что невозможно постоянно контролировать работу сотрудников контрольно-пропускных пунктов и миграционных служб на местах.

Одни  сетуют, что  давно за организацию нелегальной миграции можно было бы привлекать к уголовной ответственности и должностных лиц, и отдельные группы людей «промышляющих» этим делом. Другие утверждают, что уголовные дела по этой статье заводятся крайне редко, а до лишения свободы доходят лишь  единицы, мол, ничего не изменится и после введения поправок в закон за организацию незаконного въезда в РФ.

Третьи уверены, что нововведение будет также плохо исполняться, как и раньше, мол, это «видимость» борьбы с нелегальной миграцией. Потому что преступник, в том числе и чиновник, который участвует в организации нелегальной миграции, легко уходит от наказания, а депортированный гражданин находит лазейки, чтобы вернуться вновь в Россию. Так что, пока бизнесу «позволяют» зарабатывать большие деньги на использовании нелегальных мигрантов, это ужесточение не сможет поменять ситуацию.

Мнение экспертов

Решит ли кардинальным образом ужесточение закона в миграционной сфере за организацию незаконного въезда в РФ? Этот вопрос мы адресуем экспертам в области трудовой миграции из разных стран.

Виркан Музаффарпур, старший научный сотрудник Отдела философских проблем религии Института философии, политологии и права АН (Таджикистан, Душанбе): «Пока законодательство РФ в миграционной сфере не будет аналогичным законодательству европейских стран и США, пока не будут искоренены коррупция и дискриминация, пока не будут созданы условия для нормальной работы, проживания и пребывания трудовых мигрантов в РФ, никакого изменения не стоит ждать. Если нет нормальных условий для жизни,  и мигрантам негде делать официальную регистрацию, так как нет таких адресов общежитий, кампусов, хостелей или доступных гостиниц, а они вынуждены какой бы не было ценой побывать в России и работать в самых суровых и тяжёлых условиях, о какой искоренении незаконной миграции может идти речь?! Незаконное пребывание было и будет, только от этого тяжелее будет опять бедным мигрантам, а не чиновникам. Они найдут способы и пути освобождения от ответственности, даже если попадут под суд».

Даврон Мухамадиев,  руководитель департамента здравоохранения, Европейский региональный офис Международной Федерации общества Красного Креста и Красного Полмесяца (Будапешт, Венгрия): «Хорошо, если данный Закон будет способствовать облегчению положения мигрантов, оградит их от всякого рода «криминальных» услуг: фальшивых документов о медицинском освидетельствовании, о сдаче экзамена по русскому языку, патентов на работу и тд. Однако, если внимательно присмотреться к практическому применению, то тут видно много «но». Например, незаконный въезд: большинство мигрантов, прибывающих в Россию, это граждане безвизовых стран. Они не пребывают в багажниках или тайниках автомобилей, как это практикуется например мексиканскими мигрантами в США, или из Ближнего Востока в Европу. Абсолютное большинство мигрантов СНГ,  прибывает в Россию совершенно законно. Да, есть список запретников, но если как указано в законе «это злоупотребление должностного лица» то какого? Сотрудника пограничной службы? Этот момент неясен. Вопрос пребывания в России также у них законный до момента, когда требуется обязательная регистрация. То есть,  граждане СНГ в целом могут пребывать до 7 дней без регистрации, а граждане Таджикистана до 15 дней. А вот дальнейшее пребывание, регистрация и трудоустройство: вот тут действительно широкое поле для злоупотреблений.

Все фирмы, предоставляющие так называемые «миграционные услуги», зачастую, к сожалению, имеют связь с органами миграции. Если цель упорядочить работу данных органов, то похвально. Но что мы видим на деле при практической реализации раннее принятых законов? Например, есть закон об ответственности за незаконное трудоустройство иностранных граждан. Там предусмотрена ответственность работодателя за прием на работу иностранцев без разрешительных документов: от 800 тыс. до 1 млн. рублей штрафа за каждого незаконно принятого на работу. Но работает ли этот закон и что мы видим на деле? Проводятся так называемые рейды, а на деле «облавы» иначе не назвать: обнаруживают подпольное производство, задерживают 50 -100,  а то и более мигрантов за нарушение миграционного режима, многих из которых депортируют, а что с работодателем? МВД ограничивается формулировкой: «работодатель устанавливается». Согласитесь, смешно, что приходится устанавливать работодателя. И нет статистики, сколько работодателей привлечено и оштрафовано за данное правонарушение. Не хотелось бы, чтобы и этот закон постигла та же участь. Кстати, странно, что данный закон был внесен московскими депутатами, ведь именно в Москве ситуация более или менее упорядочена: определены медицинские учреждения для освидетельствования,  хорошо функционирует ММЦ Сахарово, который не принимает никаких других мед.справок.

Другой вопрос, стоимость этих услуг, самого патента, и главное время, которое уходит, очереди в Сахарово и тд. Мигрант, приехав в Россию, потратив деньги на билет, еще не заработав ничего уже должен выложить порядка 200-300 долларов США и ждать минимум 2 недели готовность патента. Конечно, тут же появляются, эти так называемые фирмы, которые и готовы «помочь мигранту в трудной ситуации». Есть спрос - есть предложение. Поэтому, думаю, что подход должен быть сбалансирован, система менее бюрократизирована, и удешевлена, тогда и не будет спроса на эти нелегальные услуги. И конечно, важен общественный контроль за работодателем и естественно правовое образование мигранта.

Юлия Грехнёва, зам. директора Некоммерческого Партнёрства «Межнациональный Информационный Центр», (Россия, Екатеринбург): «Не думаю, что данные изменения в законодательстве принципиально изменят ситуацию с нелегальной миграцией. Как известно, большинство мигрантов в России - выходцы из стран СНГ, которым, для того, чтобы пересечь государственную границу РФ, не требуются никакие специальные разрешения. Более того, у них есть 90 дней для того, чтобы, при желании, оформить своё более долгосрочное пребывание в  Российской Федерации. То есть, обобщая, мигранты въезжают в Российскую Федерацию, в подавляющем большинстве, абсолютно законно.

Что касается участия должностных лиц в организации незаконного пребывания, то здесь конечно возможен эффект, поскольку зарегистрировать мигранта по месту жительства, например, может только соответствующий отдел полиции и если этот иностранный гражданин 500-й в квартире, то резонно возникает мысль, что кто-то не хочет этого замечать. Однако, решить проблему с "липовой" регистрацией мигранта по месту жительства это не поможет. Трудовые мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства, но там, где они живут, чаще всего их не прописывают, поэтому чтобы честно указать своё место проживания, одного желания мигранта недостаточно».

Гуфрон Вахобов,  руководитель «Таджинфо», владелец радио «Муходжир» (Россия, Москва): «Нет, кардинально, конечно, не решит, но может способствовать улучшению, или наоборот, ухудшению ситуации незаконного въезда в РФ. Время покажет, уменьшится такой поток, или просто «ставки» повысятся. Пока есть спрос, будут и предложения. Как показывает статистика, число должностных лиц ранее привлеченные к ответственности по организации незаконной трудовой миграции (въезд, пребывание, трудовая деятельность) ничтожно мала, по сравнению с количеством депортированных. Практика показывает, что должностные лица очень редко привлекаются к ответственности,  только в форс - мажорных обстоятельствах, можно сказать. После ужесточения, скорее всего, такие дела, станут вообще редкостью».

Андрей Якимов, эксперт по миграционному праву, работе с этническими меньшинствами и трудовыми мигрантами, координатор проектов БФ "ПСП-фонд" (Россия, Санкт-Петербург): «Организация незаконной миграции в серьезных масштабах зачастую осуществляется организованными преступными группами посредников, имеющими в своем составе сотрудников государственных служб или постоянные доверительные контакты с ними. Без доступа к информационным базам, бланкам, печатям, процедурам оформления, например, въездных виз, миграционных карт и т.п. документов организовать незаконную миграцию невозможно, поэтому логично, что замешанные в этом должностные лица должны быть наказаны более сурово.

Надеюсь, что введение этих поправок отвадит многих должностных лиц от злоупотребления своим положением и позволит хотя бы отчасти компенсировать нанесенный ими ущерб. Другое дело, что законные правила миграции в РФ должны быть простыми, логичными и понятными, чтобы минимизировать вовлечение самих мигрантов в преступные схемы, чтобы на деятельность таких преступников не было устойчивого спроса. Особенно важна здесь профилактика, информирование мигрантов о рисках незаконной миграции, должны действовать простые продуманные и выгодные, и гражданам РФ и мигрантам правила, должна развиваться доступная мигрантам инфраструктура предоставления прямых государственных услуг и упрощения процедур в этой сфере - тогда организация незаконной миграции перестанет быть выгодным бизнесом».

Вместо послесловия

В любой стране трудовая миграция контролируется с помощью соответствующих законов. Это означает, что для переезда необходимо иметь  соответствующие разрешительные документы, и довольно немалую сумму на их приобретение. Только после этого можно получить разрешение на проживание и работу. Так осуществляется законная миграция. К сожалению, незаконная миграция – серьезная проблема для России. Ни тюремное заключение должностных лиц (их мизер, но они есть), ни штрафы - не пугают организаторов незаконной деятельности. Да и сами иностранцы часто готовы идти на любой риск, лишь бы приехать в страну и трудоустроиться. Время покажет, насколько серьёзно пострадают те, кто организовывает незаконный въезд в РФ, и остановит ли их усиление мер за незаконную миграцию.

 

Материал подготовлен в рамках проекта, направленного на усиление социально-правовых позиций внешних мигрантов и членов их семей, которые представляют наиболее уязвимую категорию иностранных граждан, пребывающих в Россию из стран СНГ с целью трудоустройства. Основные цели Проекта направлены на усиление правовых позиций внешних и внутренних трудовых мигрантов и их семей, а в случаях нарушения прав и законных интересов, при обращении, их защиту.

 

 «Бюро социально-правовой помощи мигрантам и членам их семей» победитель конкурса ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ, реализуемый с 01.12.2018 по 30.11.2019 в Свердловской области  ассоциацией "Некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр».

Добавить комментарий